По официальной статистике, за последние три года в Казахстане из 21 сельского населенного пункта (СНП) выехали все жители. До 2028 года, по мнению авторов Концепции развития сельских территорий РК на 2023-2027 годы (КРСТ), 2,4 тыс отдаленных сел постигнет та же участь: в них прогнозируется продолжение миграционного оттока в районные центры и крупные города.
В целом, такая политика продолжается в нашей стране на протяжении десяти лет: поддерживаются лишь те села, которые, по мнению государства, относятся к населенным пунктам с более высоким потенциалом развития.
Тем не менее, возникает вопрос – насколько оправдано название концепции, которая должна развивать сельские населенные пункты? Или же она ставит целью ликвидацию вышеназванных 2 400 отдаленных сел?! В таком случае, название документа можно было бы переименовать в «Концепцию постепенной ликвидации СНП».
Мы намерены обратиться в правительство для ознакомления с полным перечнем населенных пунктов, отнесенных к категориям опорных и окружающих их спутниковых, а также отдаленных, которые государство развивать не будет. По каким критериям определялся список «перспективных» и «бесперспективных»? Надо быть честными с нашими гражданами и ознакомить их со списком.
При этом в концепции определено, что сельчанам из малочисленных населенных пунктов и сел, не вошедших в перечень СНП с потенциалом развития, будут определены условия по переселению в другие населенные пункты за счет средств республиканского бюджета. «В этой связи будут внесены соответствующие изменения в Правила добровольного переселения лиц для повышения мобильности рабочей силы», - указывается в тексте КРСТ, утвержденной Постановлением Правительства 28 марта 2023 года. Деньги выделить то выделят, а дойдут ли они, вот в чем вопрос.
Партия намерена держать этот вопрос на контроле, дабы узнать, насколько точечно будут направлены данные средства.
Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что в целях обеспечения сельского населения доступным жильем разработчик предлагает субсидировать 50% затрат работодателей от стоимости введенного в эксплуатацию дома площадью не более 100 квадратных метров. Данная программа не способна решить жилищные вопросы, ведь эта норма имеется и сегодня, а в СНП строится столько жилья, что для обновления жилищного фонда Казахстанских сел, нужно будет 200 лет. Из данной нормы следует, что государство планирует субсидировать только работодателя. По нашему мнению, в конечном счете это дает возможность работодателю держать своих работников в прямой зависимости, а уволенный работник лишается жилья и вместе с семьей остается на улице.
Не менее важным является осуществление общественного контроля относительно поддержки перспективных сел, в которых государство обещает к 2027 году обеспечить всем спектром государственных услуг и социальных благ, в соответствии с параметрами Системы региональных стандартов.
К таковым относятся 3,5 тысячи опорных и спутниковых сел, в которых проживает 90% всего сельского населения страны: 1,2 тысячи – в опорных и 2,3 тысячи – в спутниковых селах. Все они включены в 1,2 тысячи сельских кластеров.
Как следует из текста концепции, 17 особо крупных СНП, численность которых составляет свыше 30 тысяч человек, будут переведены в категорию городов, и в дальнейшем будут развиваться согласно градостроительным нормам для городского типа населенных пунктах.
Но будет и обратный процесс: три города, напротив, планируется перевести в категорию сельских населенных пунктов. К ним относится Степняк (с населением 3,8 тысячи человек), Темир (2,1 тысячи) и Жем (1,5 тысячи).
По словам разработчиков концепции, эти шаги государство планирует предпринять с учетом общественного мнения. Они ссылаются на слушания, проведенные в данных населенных пунктах.
Мы намерены поднять вопрос, насколько при этом изменится жизнь казахстанцев, проживающих в данных населенных пунктах.
В целом, как следует из концепции, в настоящее время в 6 295 сельских населенных пунктах проживает 38,2% населения страны, или 7,5 млн человек.
Число СНП с численностью более 5 тыс. жителей составляет 4,6%, но в них проживает более 40% сельского населения страны. 8% всех сельчан проживают в 3,3 тыс. мелких СНП с численностью менее 500 человек.
Доля малоимущих семей в сельской местности превышает городской показатель в 1,6 раза. При этом доля сельчан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, сохраняется на уровне 6,6%. Каждый третий сельский житель, а это – более 1,2 млн человек, является самостоятельно занятым. А значит, у них нет возможности официального трудоустройства. Среди самозанятых на селе молодежь составляет 22,1%, а люди пенсионного возраста – 4,8%.
По подсчетам демографов, к 2027 году в Казахстане будет 5,9 тыс. СНП, при этом численность сельского населения стабилизируется на уровне 7,7 млн человек.
В них возраст 60-90% общественно-бытовых объектов, зданий МЧС, КУИС, силовых структур, гидромелиоративных сооружений превышает 50 лет.
Обращает на себя внимание тот факт, что 33 СНП до сих пор не электрифицированы (в области Абай – 3 СНП, Атырауской области – 4, Кызылординской области – 8, Туркестанской области – 18).
Кроме этого, в селах функционируют 239 саманных, 69 деревянных и 5 камышитовых школ, а также 40 школ расположены в приспособленных зданиях.
Результаты международного исследования PISA-2018 демонстрируют существенный разрыв по качеству получаемого образования между городскими и сельскими обучающимися. Одним из причин образовательного неравенства является разрыв в квалификации городских и сельских педагогов, потребность в педагогических кадрах, а также низкий уровень оснащенности учебно-материальной базы.
В 2 731 селе медицинские объекты расположены в приспособленных помещениях, в 2 293 селах – имеют год постройки более 40 лет.
Кроме экономических показателей, есть ещё и духовные, морально нравственные требования к народу и нации перед будущими потомками. Самобытная культура казахского народа, его обычаи, устои, обряды, любовь предков к вольному ветру и бескрайней степи помогли им сохранить и оставить огромнейшую территорию.
А что мы оставим после себя? Опустевшие, заросшие бурьяном сёла и районы?
Закрыть и стереть с лица земли более 2400 СНП – это преступление. Необходима замена концепции с более конкретизированным подходом, с полным расчетом и обоснованием.
Сельское хозяйство в ВВП страны составляет 5,4-5,2%. Почти для одного миллиона казахстанцев сельское хозяйство является основным видом занятости. С учетом коэффициента семейственности эту долю можно смело увеличивать до 3-4 млн человек. Кстати, насчет ВВП, валовый выпуск продукции (услуг) сельского хозяйства, в том числе на орошаемых землях составляет 9,481,179.8 млн.тг. Из них 2,776,961.1 млн.тг (сельскохозяйственные предприятия); 3,104,280.8 млн.тг (индивидуальные предприниматели и крестьянские или фермерские хозяйства); 3,599,937.9 млн.тг (хозяйства населения). Если примем во внимание, что сельчане ИП/КХ/ФХ открывали в надежде получить льготные кредиты, часть получили, а часть нет, но все же они фактически остаются быть хозяйством населения, то слепой увидит львиную долю личного подсобного хозяйства (далее – ЛПХ) в АПК. Видя такое положение дел, разве можно уничтожать СНП?! Сельхоз предприятия Казахстан не прокормят. Нас кормят ЛПХ.
Талгат Омаров, председатель Столичного филиала ОСДП