28 января на заседании правительства о мерах по исполнению поручений Президента РК К. – Ж. Токаева, которые он дал на расширенном заседании кабмина 24 января т.г., министр национальной экономики Р. Даленов представил комплекс мер по реализации поручений главы государства. «Необходимо содержательно и оперативно проработать каждое поручение главы государства. В этой связи предлагается создать рабочую группу в правительстве под председательством премьер – министра», - сказал министр.
В рамках рабочей группы предлагается определить 10 подгрупп, которые охватят все поручения главы государства. А в рамках каждой подгруппы будут разработаны конкретные меры, направленные на практическую реализацию поручений главы государства.
Хотелось бы остановиться на подгруппе по денежно – кредитной политике и финансовому сектору, в которой «будут выработаны меры для достижения консенсуса между инфляцией и экономическим ростом».
Известно, что в последние годы наши власти особенно особо озабочены удержанием инфляции. В частности, эта задача является одной из основных в деятельности Нацбанка РК и именно этот показатель во многом определяет эффективность деятельности Нацбанка. И здесь главную роль играет так называемая политика инфляционного таргетирования, которую взял на вооружение Нацбанк несколько лет назад. Если говорить простым языком, то это комплекс мер, которые вводит государство, чтобы предотвратить инфляцию и удержать контроль над уровнем цен в стране. Но совсем предотвращать рост инфляции тоже нельзя, потому что производители могут потерять стимулы для развития. Хотя нашей страны это не сильно касается в силу отсутствия массового производителя. Поэтому и подход к инфляционному таргетированию у нас не совсем такой как везде. С определенной долей условности я бы сказал, что инфляционное таргетирование у нас – это цель Национального Банка РК и механизм его макроэкономической политики. И состоять он может из нескольких составляющих:
-
Отказ от обеспечения стабильного курса национальной валюты и отпуск ее в «свободное плавание».
-
Сведение инструментов денежной политики практически к одному, т.е. к манипулированию ставкой рефинансирования, или ставкой по которой Нацбанк вбрасывает деньги в экономику на рефинансирование коммерческих банков.
-
Курсовая политика Нацбанка, которая направлена на удержание низкого уровня инфляции.
-
Отказ от контроля трансграничного перемещения капитала.
В нашей экономике, если отпускается курс национальной валюты в свободное плавание и присутствует ожидание инфляции, то важным фактором инфляции становится колебание курса. Это мы сегодня и имеем. В Казахстане за последние несколько лет инфляция, в основном объясняется падением и периодическими девальвациями курса тенге.
Переход к политике инфляционного таргетирования является по сути политикой отказа государства от ответственности за состояние финансовой системы и приводит к падению и без того слабого производства, дальнейшему снижению и без того низкого уровня жизни и падению развития страны, что и происходит на протяжении многих лет. Эта политика приводит к кризису, дальнейшему обрушению производства, падению инвестиций, о которых мы говорим на всех углах. Все это сегодня и происходит. И все это есть последствие политики Нацбанка, который послушно выполняет рекомендации МВФ. Получается, как это не покажется парадоксальным, но именно МВФ, а не Нацбанк определяет нашу денежно-кредитную политику, или если не определяет полностью, то, как минимум, довольно активно и эффективно вмешивается, и манипулирует нашими финансовыми органами.
И совсем не случайно руководители миссии МВФ в Казахстане неоднократно хвалили наши финансовые власти. Что может означать такая похвала от МВФ? Чтобы и дальше страна не развивалась, чтобы был дорогой и недоступный кредит, чтобы нестабильная валюта не позволяла планировать и развивать никакой бизнес, чтобы не было инвестиций или они были очень дорогими и т.д. Это курс на удержание всеми силами инфляции, что уменьшает денежную массу, сжимает экономику, уменьшает, вплоть до полного падения инвестиции, ведет к падению доходов граждан и снижает уровень жизни. Это, в свою очередь, убивает потребительский спрос и снижает потребительскую активность. В экономике страны замедляются все активные жизненные процессы, призванные развивать и двигать ее вперед.
А основными выгодополучателями такой политики Нацбанка под мудрым руководством МВФ являются наши и международные спекулянты, которым выгодно постоянно держать в напряжении макроэкономическую ситуацию. Главным, конечным источником прибыли спекулянтов являются наши граждане, бизнес и предприятия, точнее обесценение их доходов и переток денег из реального сектора, в который должны были идти инвестиции, в сектор спекулятивный, а следующий шаг - это вывоз этих денег за рубеж. Тем более трансграничному перемещению капитала, или вывозу денег за рубеж и в оффшоры, ничто и никто не мешает.
Нацбанк должен обеспечивать стабильность тенге, устранять или минимизировать угрозу девальвации, которая постоянно и незримо висит и над гражданами, и над бизнесом, и над предприятиями, и над всей экономикой. Разве можно имея нестабильную валюту планировать что-нибудь даже на короткий срок? Не говоря уж о долгосрочных инвестициях, про которые говорят на всех уровнях. Даже средний и малый бизнес не может закладывать цены, планируя свой бизнес на месяц другой вперед. Если вы не знаете, какой курс валюты будет через месяц - другой, то вы ничего не сможете делать. И будете опасаться начинать новое дело. Не говоря уж о крупных инвестиционных проектах.
Когда министр национальной экономики Р. Даленов говорит о мерах для достижения «консенсуса между инфляцией и экономическим ростом», то это говорит о том, что он догадывается о существовании конфликта между этими двумя понятиями. Но консенсус – это означает согласие по обсуждаемой теме. На мой же взгляд, согласие между инфляцией и экономическим ростом невозможно или очень труднодостижимо. Искусственное удержание инфляции на низком уровне противоречит сути экономического роста и развития. Инфляция должна падать сама за счет развитого собственного производства, как это происходит в продвинутых странах. Поэтому придется выбирать. Или низкая инфляция или экономический рост. А бояться определенного роста инфляции не надо, тем более, что через этот болезненный опыт проходили многие страны мира.
Айдар Алибаев, заместитель председателя ОСДП