С 5 июля в нашей стране введен новый режим карантина – так называемый локдаун. Слово, которое не понятно не только народу, но и самим чиновникам, и которого нет ни в одном законодательном акте. За весь период, начиная с появления вируса в марте, власти показали свою несостоятельность и неумение решать сложные задачи в непривычных условиях. Усугубили ситуацию несогласованные действия государственных органов при принятии решений, как по профилактике заболеваний, так и по поддержке населения. Разработать толковую программу по предотвращению заражения, диагностике и лечению групп риска тоже не смогли. И тогда чиновники вернулись к прежним,проверенным методам, которые удаются им лучше всего. А именно к методам ограничений и запретов. И, хотя многие субъекты малого и среднего бизнеса продолжают работать, заметно ужесточились санитарные требования к физическим и юридическим лицам. Если быть точнее, серьезно возросли штрафы за нарушения. Причем нигде не сказано, какие именно чиновники имеют право накладывать штрафы. Может быть особые тройки, работники СЭС, или многочисленные полицейские с акиматовскими чиновниками? Сейчас ведь все кому не лень ринутся размахивать корочками, пользуясь безграмотностью, запуганностью и покорностью населения, особенно в провинции, в поселках и аулах. И нигде наш чиновник не покажет столько усердия и трудолюбия, как в деле пополнения собственного кармана.
Ведь какие широкие возможности открывает, так называемый, локдаун. Теперь любого из нас, не пользующегося маской, могут оштрафовать на 30 МРП, а это более 83 тысяч тенге. Если же санитарные нормы нарушены малым предприятием, то ему грозит наказание в виде 230 МРП – почти 640 тысяч тенге! Среднее предприятие может потерять 310 МРП (861 тысяча), а крупное – аж 1400 МРП, т.е. почти 4,5 миллиона тенге! Не известно, какой логикой руководствовались чиновники, вводя такие драконовские штрафы, было бы неплохо, если бы эти цифры объяснили народу.
И не до конца понятно, какую в итоге цель преследовали чиновники – собрать побольше денег в худеющий бюджет или создать коррупционный рай для проверяющих? Ведь совершенно очевидно, что в таких условиях любой суслик становится агрономом, а любой участковый – потенциальным миллионером. Ничего ведь делать не надо – ходи, да проверяй, у всех ли на лицах маски, наполнены ли санитайзеры, не сдвинут ли в угол дезинфицирующий коврик. Еще можно в журнал на входе заглянуть – а у всех ли сотрудников проверяли температуру, не проскочил ли кто-то излишне горячий в помещение с показателем 37 градусов и выше? И у любого руководителя возникает дилемма – от 230 до 1400 МРП в казну или 50-100 тысяч на лапу?
И какой же во всем этом смысл? Все сферы бизнеса, не считая аптек, лежат на боку, с трудом платят зарплату, а их еще и добивают дополнительными «налогами». Получается, что ответственность за распространение заразы перекладывают с больной головы на здоровую, на предпринимателей, которые в сложные времена продолжают работать, берут на себя все риски, не выгоняют на улицу сотрудников. А поймали кого без коврика – тут же прилетает штраф, по размерам как фонд оплаты труда за месяц, а то и три… . И что? Закрывать бизнес? Выгонять людей на улицу?
Не менее удивительно, что в период пандемии продолжаются жесточайшие проверки тех бизнесменов, кто побеждает в госзакупках. Выиграл человек тендер, а к нему уже идут сотрудники прокуратуры, антикоррупционной службы или из комитета финмониторинга Минфина. Не успел предприниматель оказать услугу или поставить товар, а ему уже вопросы задают. Для чего деньги снял со счета, субподрядчик твой вызывает подозрения, почему такая большая скидка, налоги, поди, платить не собираешься? В госзакупках, как показывает практика, презумпции невиновности не существует. Только презумпция виновности!
И в связи с этим у меня возникло конкретное предложение: господа чиновники, возьмите паузу хотя бы на период пандемии!Сейчас тяжело всем, а особенно бизнесу, который должен сражаться за выживание. И маленьким магазинчикам возле дома, и крупным компаниям, строящим больницы и школы, и сборщикам мебели, и продавцам компьютеров. Но от того, как все они будут противостоять экономическому кризису, пришедшему вместе с коронавирусом, зависит наше общее благополучие. Выстоит бизнес, сохранит рабочие места и способность платить налоги – экономика получит шанс на восстановление. Но если участковые и другие ушлые ребята с корочками добьют коммерческий сектор своими проверками, вымогая взятки, завтра государство не сможет платить зарплаты бюджетникам – деньги негде будет взять. Нацфонд у нас не резиновый, нефть дорожать не спешит, одна надежда на внутренние резервы. Нужно понимать, что все мы в одной лодке.
Поэтому сейчас необходимо ввести мораторий на любые проверки частного сектора, как минимум до конца года, а в идеале на 3-5 лет. А если без контроля за госденьгами, выделяемые через госзакупки, никак не обойтись, то можно в качестве эксперимента ввести в составы тендерных комиссий сотрудников прокуратуры, антикора и финмониторинга. Пусть они выявляют нарушения на начальном этапе, а потом несут солидарную ответственность за расходованием бюджетных средств. Глядишь, и разбирательств вокруг тендеров станет в разы меньше – вот вам и снижение нагрузки на судебную систему. В общем, все в выигрыше!
Айдар Алибаев
Общетвенный деятель, экономист
источник: газета "Время" 7.07.2020