Много лет наша партия поднимает вопросы тупикового социального, экономического, политического развития Казахстана. И сегодня мы вновь не можем молчать – поскольку ситуация в стране дошла до предела.
Прежде всего, власть уже не в силах латать социальные проблемы. Гибель детей при пожарах в Астане, растущее число сгоревших или угоревших от подручного самообогрева семей – все эти случаи, при кажущейся частности, складываются в красноречивую картину бедности, безработицы, вопиющей жилищной необустроенности, социальной напряженности, зашкаливающей антисоциальной политики государства, коррупции и бездушия чиновников, полного несоответствия власти нуждам людей и вызовам времени.
Одно из самых тревожных последствий – материальное и морально-духовное неблагополучие, прежде всего среди молодежи. Все это обуславливает рост преступности, один из рекордных в мире показателей суицидов, постоянно растущую эмиграцию – лишающую нашу страну достойного будущего.
Мы настаиваем – главной бедой нашей экономики уже четверть века является сырьевой характер производства, основанный на примитивном разделе и спекулятивнобанковском преумножении властью, неразрывно сросшейся с ней экономической олигархией общенародных сырьевых богатств.
В связи с этим закономерно - огромные финансовые ресурсы страны, способные решить социальные проблемы, продолжают уходить мимо своего народа.
-
58 миллиардов осталось сегодня в Национальном фонде Казахстана, при том, что с 2001 по 2018 годы поступили 152 миллиарда. Больше 60 миллиардов долларов с тех пор израсходованы на покрытие убыточной, неэффективной деятельности национальных и аффилированных с государством компаний. В том числе, почти 26 миллиардов ушли на дофинансирование и реструктуризацию фактически обанкротившихся олигархических банков (только за последние полгода – 4 миллиарда долл.). Почти 40 процентов, 23 миллиарда долларов сегодняшних средств Национального фонда заморожены по международным искам.
-
162 миллиарда долларов – сегодняшний совокупный внутренний долг страны, чуть меньше 10 тысяч долларов долга на каждого казахстанца. Наряду с хронически отрицательным внешнеторговым сальдо страны он, в том числе, определяет бьющий по карманам казахстанцев перманентно девальвационный курс национальной валюты;
-
68 миллиардов долларов - такую сумму потратил Казахстан за последние 15 лет на программы так называемого импортозамещения, хотя с тех пор на свет не появилось ни одного отечественного бренда;
-
70 миллиардов долларов – ушли с 2008 года на компенсацию государством убыточной деятельности национальных, а также аффилированных с государством компаний и олигархических банков. В том числе, 4 миллиарда за прошлый год;
-
65 миллиардов долларов - на эту сумму за 10 последних лет наблюдался отток прямых портфельных инвестиций;
-
на 30 процентов сократилась за 5 последних лет доходность ЕНПФ, погружая казахстанцев в новую бедность.
При этом власть исключила из повестки дня вопросы каких-либо системных преобразований – а значит, изменений политических. Страна живет при омертвевшей политической системе, при абсолютном отсутствии внутренней конкуренции и дискуссий о будущем Казахстана, непредсказуемости кулуарных субъективных решений.
Между тем, режим личной власти, заложниками которого мы являемся, становится все более уязвимым и менее эффективным, не только по биологическим причинам. Он вступает в резкие, непримиримые противоречия с усложняющимся миром, несет с собой новые угрозы - делает жизнь страны и ее граждан более тревожной и менее безопасной.
Это – усиливающаяся угроза социальных потрясений, способных, в том числе, принять национальный окрас и религиозно-экстремистские формы. Это – сохраняющиеся реальные опасности для независимости Казахстана вследствие непродуманных интеграционных процессов, отсутствия у власти целостной суверенной стратегии развития.
Это – приближающаяся угроза завуалированного продления авторитарного режима, окончательного отбрасывания Казахстана на обочину мирового развития.
ОСДП заявляет - все эти проблемы больше не могут замалчиваться и загоняться вглубь!
Мы требуем от президента безотлагательно предпринять следующие основные социально-экономические и политические шаги, которые позволят смягчить проблемы населения и открыть для власти и общества путь навстречу друг другу.
Первый шаг - кардинальное усиление государственной социальной политики, резкое сокращение имущественного неравенства, обеспечение социальных стандартов современного мира.
В частности,
-
двоекратное увеличение пособий малоимущим казахстанцам, прожиточного минимума, пенсий, пособий, стипендий, зарплат врачам и учителям;
-
обеспечение льготного и беспроцентного кредитования покупки жилья и ИЖС молодыми семьями – со списанием кредита на четверть после рождения каждого ребенка и полным списанием после рождения четвертого; кардинальное увеличение квоты выделения жилья молодым многодетным семьям;
-
переход, как в большинстве стран мира, к реальной прогрессивной шкале подоходного налога на богатство; соответствующее выведение из «тени» казахстанской и зарубежной собственности чиновников и их родственников, установление их отчетности по расходам.
-
обеспечение полной бесплатности государственного среднего, профессиональнотехнического и высшего образования, кардинальное расширение объема гарантированной бесплатной медпомощи.
Второй шаг – переориентация производительного потенциала страны на задачи внутреннего развития, модернизация сельского хозяйства с целью обеспечения продовольственной независимости страны:
-
Обеспечение полной прозрачности сырьевого экспорта и справедливости его налогообложения - в том числе, путем пересмотра закрытых контрактов 1990-х годов;
-
освобождение реального инновационного промышленного и сельхозбизнеса от налогообложения сроком на 5 лет;
-
отмена частной собственности на земли сельхозназначения - как способствующей обезземеливанию сельчан и выводу лучших земель из сельхозоборота, наделение сельских тружеников участком в бессрочное безвозмездное целевое пользование, ведение постоянного госзаказа на полное обеспечение населения важнейшими продуктами питания;
-
инфраструктурное превращение аула в место достойной жизни,
-
защита человека труда, создание сильных и независимых профсоюзов.
Третий шаг – реальная демократизация политической системы:
-
Обеспечение всей полноты политических прав граждан – на свободу слова, собраний, объединений, на честные выборы;
-
реальное разделение ветвей власти, придание парламенту полномочий по формированию подотчетного правительства;
-
создание выборной системы местного самоуправления;
-
начало общенационального диалога власти и общества по путям модернизации политической системы, обеспечению полной демократичности и безопасности транзитного периода.