
Восточно-Казахстанский областной филиал ОСДП 24 января 2025 года провел круглый стол на тему «Школьное образование: Проблемы и вызовы современности». На мероприятии приняли участие представители общественных объединений, ОСДП и других политических партий и эксперты в сфере школьного образования. Председатель филиала ОСДП Виктор Калгин провел презентацию на примерах школьного образования в Финляндии и США, рассказав, как устроены их школы изнутри. Эти примеры были представлены не с целью раскритиковать казахстанскую систему образования, а опираясь на опыт передовых стран, перенять что-то полезное. Тем более, что финская система школьного образования считается одной из лучших в мире.
После презентации участники обсудили имеющиеся проблемы казахстанской системы школьного образования. А их оказалось немало. Некоторые чиновники громко заявляют, что цифровизация в Казахстане на одном из самых высоких уровней в мире. В некоторых отраслях так и есть, но школа в плане цифровизации сильно отстает, отметили участники круглого стола. К примеру, в большинстве школ ВКО используются компьютеры предыдущих поколений, что сильно затрудняет обучение современным технологиям. И сами предметы не в достаточной степени задействуют цифровые технологии. В начальных классах дети изучают предмет «Цифровая грамотность», но проходят они его, не сидя за компьютерами, а по учебниками в тетради. Хорошо тем детям, у которых есть дома компьютеры. Они могут проверить полученные знания дома, однако не каждая семья может купить компьютер, и не каждого ребенка домочадцы допускают к своему компьютеру. А в школах Финляндии всем ученикам на время обучения выдаются либо планшеты, либо ноутбуки.
Тем временем, если до казахстанских школ доходит финансирование и им закупают современное оборудование, такое как роботы для робототехники или просто интерактивные доски, то нередко это оборудование просто простаивает без дела. Учителям зачастую запрещают пользоваться этим оборудованием и включают его только к приезду «дорогих гостей».
Также одной из проблем, затронутых на круглом столе, были требования для квалификации педагогов. Их и без этого обязали регулярно проходить курсы повышения квалификации. Для этого учителю постоянно нужно готовиться, изучать новые материалы и т.п. И безусловно повышение квалификации необходимо, но кроме него учителям также регулярно нужно сдавать экзамен на подтверждение квалификации. А для подтверждения квалификации еще больше требований. В случае если учитель не повышает квалификацию и раз в пять лет не подтверждает ее, то это бьет напрямую по заработной плате. Тут педагог становится перед дилеммой – посвятить себя обучению детей либо подготовке к очередному экзамену. И зачастую педагог выбирает второе, потому что у него есть своя семья, которую тоже нужно кормить, сетуют участники круглого стола.
«При этом подготовка к экзаменам все пять лет каждый день сопровождается большим количеством бумажной работы. Зачем нужен регулярный экзамен на подтверждение квалификации, если учитель и так регулярно проходит курсы повышения квалификации?» – выразили недоумение участники круглого стола. Из-за этого школы сталкиваются с кадровым дефицитом. Молодые специалисты не хотят идти работать в школу, и даже педагоги со стажем в 20-30 лет уходят из профессии. «А аттестация школы — это сущий кошмар для учителей. Когда идет подготовка к аттестации школы, учителя днюют и ночуют в школе. Это опять кучи макулатуры, горы отчетов и т.п. Зачем нужна аттестация школы, если учителя и так постоянно повышают квалификацию? Если же школа недостаточно оснащена чем-либо, так это вина не учителя и директора школы, а районных, областных отделов образования и министерства образования в целом. Недоследили, недодали финансирования», – отметили эксперты.
Еще одной проблемой является перегрузка учеников и учителей. Как было сказано выше, у учителей масса бумажной работы. У школьников же – перегруз в знаниях. Современные образовательные стандарты часто требуют от учеников осваивать слишком объемный материал. Это приводит к перегрузке детей, снижению мотивации к учебе, проблемам с психоэмоциональным состоянием учащихся.
«Возвращаясь к системе школьного образования Финляндии, можно отметить, что в этой стране главная цель школы это не впихнуть как можно больше знаний в головы детей, а сделать их счастливыми и при этом подготовить их ко взрослой жизни. Поэтому и нам нужно пересмотреть сам подход к обучению. Современная школа должна быть ориентирована не только на передачу знаний, но и на развитие критического мышления, креативности и навыков саморегуляции. Это требует переосмысления методик и подходов использования проектного обучения и новых форм взаимодействия с детьми. А новые формы взаимодействия нужны, потому что современные дети совершенно другие и не такие, какими были дети 20-30 лет назад. У современных детей совершенно другой образ мышления и взгляд на жизнь в целом. И работать с нынешними детьми по лекалам двадцатилетней давности это бесполезное занятие», – поделился председатель филиала ОСДП Виктор Калгин.
В современном мире наблюдается ряд вызовов в виде цифровизации, компьютеризации, автоматизации, развитии ИИ. Если сто лет назад на заводе работало по несколько тысяч человек, то аналогичные, но современные производства требуют всего 5-10 человек. Эксперты отмечают, что развитие ИИ и автоматизация в недалеком будущем приведут к тому, что огромная масса профессий станут ненужными, поэтому современная школа должна уже сейчас готовить людей, которые будут жить в цифровом мире, а для этого нужно современное оснащение школ и реально высокий статус учителя.
«Да, у нас есть закон о статусе педагога, на бумаге. Учитель – это самая важная профессия, но по факту учитель у нас бесправное существо. Его заставляют заниматься чем угодно, но только не педагогической деятельностью. Школа – это не просто то место, где дети проводят свое время чтобы хоть чем-то быть занятыми. Это то место, где готовятся люди, которые будут строить будущее целой страны. Сейчас в наших обычных школах обучаются будущие министры, депутаты, акимы, чиновники всех рангов и мастей. В школьном возрасте закладывается способность мыслить и принимать решения. Но значимость школы, для будущего всей страны, из действующих чиновников мало кто оценивает. И если не поспешить, то успеем ли мы за остальным миром?» – резюмировали партийцы.