Новости

Поделиться

Айдар Алибаев, Заместитель председателя ОСДП

На Восточном экономическом Форуме Премьер-Министр Казахстана Аскар Мамин и Председатель правления российского Сбербанка Герман Греф подписали меморандум о сотрудничестве в сфере реализации проектов по цифровой трансформации РК, переходу к платформенной модели цифровизации и концепции DataDrivenGovernment. Для оказания госуслуг могут внедрить новую цифровую платформу, разработанную компаниями «Сбербанка».

Это событие ожидаемо вызвало бурю эмоций в стране. Реакция абсолютного большинства и народа и экспертного сообщества остро негативная. Положительно среагировали только чиновники, реакция которых, на мой взгляд, объясняется интересами сохранения кресла, а не интересами страны и народа. Вопросов очень много и практически ни на один из них со стороны властей нет ответов. Например, почему по прошествии более 10 дней нигде не опубликован текст меморандума? Или почему меморандум, который затрагивает практически все 19 млн. жителей страны подписывается без обсуждения с этими самыми жителями? Не является ли это нарушением Конституции страны? Что стоит за этой очередной уступкой соседнему государству? Просто невозможность противостоять или сознательная передача огромной части национального суверенитета? Зачем? Какой в этом смысл и какая экономическая целесообразность? На мой взгляд, ни смысла, ни целесообразности, ни необходимости в таком меморандуме нет вообще.

И почему именно Сбербанк? Целая страна с 19 миллионным населением должна садиться на электронную платформу частной, причем зарубежной, компании. Это нонсенс! А что представляет из себя Сбербанк? С апреля 2020 года 50% + 1 акция стали принадлежать правительству России, через ее Фонд национального благосостояния. Сбербанк стал государственным, а до этого он не был государственным т.к. им владел Банк России, а у него особый правовой статус, определяемый Конституцией РФ. Центробанк России – это независимая компания, подотчетная парламенту РФ, но не подконтрольная правительству РФ и обязана выполнять указания Международного валютного фонда. Не резидентам России принадлежит около 45% акций Сбербанка. Среди них такие банки и инвестиционные компании Америки, Европы, Азии. Среди них JPMorganChase, членом Правления которого является Председатель правления Сбера Герман Греф, Банк оф Америка, Банк Китая, Фонд Блэк Рок, Королевский банк Канады, Ситигрупп, HSBC, Paribas и многие другие. Не означает ли это, что после принятия электронной платформы Сбера личные данные 19 млн. граждан Казахстана, данные об их активах и финансовых услугах, о недвижимости и адресах проживания, данные медицинских карт и информация о детях, нотариальные сделки, демография всей страны, информация о спецслужбах и армии и многое чего другого станет доступна всем этим зарубежным акционерам Сбербанка? Еще в 2005 году мои московские друзья предлагали мне купить на электронном рынке «Горбушка» в Москве базы данных практически любой государственной структуры РФ. В том числе база данных ГИБДД, МВД, министерств и ведомств, банков и страховых компаний, коммерческих структур и многое чего другое. Не думаю, что с тех пор ситуация сильно изменилась, а скорее наоборот, стала еще более развитой и доступной. На рынке баз данных в России, которые регулярно обновляются, крутятся серьезные деньги и еще более серьезные интересы. Не означает ли это, что и данные граждан РК станут открыты и доступны всем? А что этому может помешать? На мой взгляд, ничего!

Еще вопросы. Почему, если Сбербанк такой продвинутый, само российское правительство не использует его электронную платформу? И почему в России до сих пор нет единой платформы E–Gov? Не потому ли, что качество IT – услуг Сбербанка довольно низкое? Я не понимаю, почему Казахстан, который находится на 11 месте в Индексе качества онлайн услуг должен размещать заказ в России, находящейся на 36 месте в этом Индексе, и опускаться на низшую ступень в своем развитии? Система E–Gov в Казахстане оказывает около 700 услуг онлайн, это 90% от всех госуслуг. Казахстан входит в 15% лучших в мире Egov, лидируя среди стран СНГ. Все это создавалось более 20 лет! И теперь весь этот труд, кстати неплохо функционирующий, надо переносить на другую платформу, а значит погубить и разрушить его. Ведь любой перенос означает потери, тысячи сбоев системы и годы труда. Зачем? Ради чего? Какую выгоду мы получим от этих глупых действий? Только на слияние баз Халык банка и Казкома ушло 1,5-2 года, пенсионные фонды сливались по году – полтора, а тут целая страна! Для чего? Да еще и приплатить надо за этот слив собственной информации полмиллиарда долларов США. Не говоря уж о том, что ежегодное обслуживание обойдется в десятки, если не сотни миллионов долларов. По расходам любой ЛРТ – проект померкнет в сравнении с этой цифровой платформой Сбера. И почему надо отдавать такой дорогой контракт с обслуживанием на долгие годы компании из другой страны, оставляя без работы тысячи собственных специалистов? Я считаю, что в нашей стране предостаточно толковых молодых людей, которые без проблем решат любые задачи в сфере цифровизации.

Возможное подписание контракта со Сбером иначе как сдачей национальных интересов назвать нельзя? А потеря цифрового суверенитета произойдет однозначно и откинет нас на много лет назад.

Интегрируясь таким способом с Россией, да и с любым другим государством, мы попадаем в зависимость от этого государства. Зачем?

Как известно сегодня Россия находится под санкциями и нет никаких гарантий, что эти санкции не будут усиливаться. А это означает, что в случае дополнительных санкций, особенно в информационной или финансовой сфере, мы станем заложниками этих санкций! Например, если России отключат платежную систему SVIFT? Или возникнут другие проблемы? Мы паровозом будем страдать от всех этих проблем.Госуслуги нашего правительства зависнут и будем ждать действий Сбера. Какая во всем этом выгода? Тем более за наши же деньги?

Лично на мой взгляд это акт политической несостоятельности руководства нашей страны. Наши власти идут на уступки будучи не в состоянии противодействовать давлению России и шаг за шагом сдают наш суверенитет.

Партия ОСДП категорически против такого ущербного Меморандума. Он не должен превратиться в реальный контракт, потому что он не дает Казахстану никакой выгоды и пользы, кроме сдачи национальных интересов.

Айдар Алибаев, Заместитель председателя ОСДП  

Столичный филиал

siteг. Нур-Султан, ул. Шевченко 10/1, офис 203

site+7 701 653-24-37

siteastana@osdp.kz


Филиалы в регионах

Контакты

г. Нур-Султан, ул. Шевченко 10/1,
офис 203

Будьте в курсе событий

Сделано в IMA - создание и продвижение сайтов