ГИДРА С ТРЕМЯ ГОЛОВАМИ

Сверхзадачу по скоростному изучению английского языка поставило перед 325 тысячами учителей страны Министерство образования и науки РК. По мнению специалистов ведомства, двух с половиной лет, данных с отсрочкой для всего педколлектива республики, на это хватит. В Министерстве полагают, что овладеть Happy English можно и без погружения в языковую среду – слишком это дорого, да и незачем нашим педагогам по заграницам шастать. Поэтому обучать языкам отечественных учителей будут… отечественные учителя.

Начну с того, что даже без длительного обучения отечественных педагогов за рубежом, предполагаемые расходы на реализацию Дорожной карты развития трехъязычного образования превысят 31 миллиард тенге. Только по предварительным прогнозам, без учета инфляции и колеблющегося курса национальной валюты, ежегодно на повышение квалификации педагогов на языковых курсах будет выделяться 3,51 млрд. тенге. На адаптацию иностранных учебников по четырем предметам для старшеклассников с английского на казахский и русские языки Министерство образования РК намерено израсходовать 110,5 млн. тенге, а на дальнейшую разработку отечественных учебников, учебно-методических комплектов, терминологических словарей для старшеклассников по четырем предметам будет затрачено не менее 123,04 млн. тенге. Но даже при условии таких колоссальных вливаний иностранным языком, согласно планам властных функционеров, овладеют не менее 20% от общего числа школьных педагогов.

Это сейчас Министр образования и науки Ерлан Сагадиев осторожен в прогнозах, и предварительно делает оговорку о том, что окончательное решение о графике перехода на трехъязычие будет принимать только в конце 2018 года и только после обсуждения с педагогами, родителями, депутатами и прочими заинтересованными лицами. А менее чем год назад, весной 2016-го он совершенно четко обозначал немыслимую дату введения трехъязычия в казахстанских школах – сентябрь. По его замыслу Сагадиева, еще в 2016 году первоклассники должны были начать познавать науки на английском, казахском и русском языках, а с 2017 года - ученики среднего школьного звена. Классы постарше стали бы изучать на казахском или английском языках только специальные предметы, и для этого понадобилось бы обучить английскому языку за лето - всего ничего… 32 тысячи учителей!

На взбудораженную общественность, кажется, тогда никто и не думал обращать внимания. Дескать, поговорят – смирятся. Но резонанс вышел за пределы обозначенных пределов. Казахстанские родители и педагоги писали петиции в сетях, гневные письма в редакции СМИ и в администрацию главы государства. Так, в августе в открытом письме учителя Казахстана обратились к своему профильному Министерству с просьбой отодвинуть сроки внедрения трехъязычия в школах, сформулировав аргументированные доводы против спешного перехода на полиязычное образование. Один из основных таких принципов - школьные учителя, которые будут преподавать предметы на английском языке, должны иметь соответствующий сертификат, например, TKT, CELTA, CELTYL (Certificate in English Language Teaching to Young Learners), ICELT (In-service Certificate in English Language Teaching, подтверждающий способность педагога вести предмет на иностранном языке. Четырехмесячные курсы, прохождение которых гарантирует всем вице-министр образования и науки РК Эльмира Суханбердиева, таких языковых познаний педагогам не дадут.

«Преподавание предметов на иностранном языке, - писали учителя в анонимном обращении на имя министра Ерлана Сагадиева, - требует от учеников определенного уровня владения языком, ведь не случайно языковые требования для иностранных студентов, поступающих в зарубежные вузы составляют 5.0-6.0 IELTS. Такой уровень позволяет ученику адекватно воспринимать материал, иначе ученик просто не поймет учителя... Таким образом, то, что предлагает министр, а именно, в кратчайшие сроки просто обучить огромное количество предметников английскому языку, является еще одним свидетельством непрофессионализма. Он хочет превратить хороших учителей математики, физики, химии и биологии в жалкие посмешища, которые будут не в состоянии качественно передавать знания ученикам. Все это делается в отсутствие понятной системы стимулирования для учителей. И без того ограниченные ресурсы надо направить на развитие государственного языка! Если сегодня умрет родной язык, за ним последует национальная идентичность и культура, затем национальное самосознание, а в итоге мы потеряем государственность и независимость», - категоричны в своих выводах педагоги страны.

Неизвестно, письмо ли возымело на адресата ожидаемый эффект, или, надо полагать, выступление Главы государства, призвавшего МОН РК притормозить с «непродуманными экспериментами», но сроки введения полиязычия неожиданно сдвинулись сразу на 2,5 года. Функционеры от образования, кажется, последними в республики осознали несостоятельность и невозможность внедрения трехъязычного образования в стране вот так сразу, с места в карьер.

«Как только будут готовы школы и готовы дети, только тогда у нас произойдет переход на трехъязычное образование. Мы будем проводить исследования в каждом регионе по готовности педагогического состава и школ», - цитировали СМИ вице-министра образования и науки РК Эльмиру Суханбердиеву. По ее словам, ежегодно на этих курсах будет обучаться свыше 5 200 педагогов, и за каких-то 2,5 года педагоги страны овладеют «священным» знанием. Только арифметика вице-министра явно нуждается в корректировке, поскольку 5200 обученных учителей в год – это 10400 обученных учителей за два года. А нужно, чтобы к 2019 году английский отскакивал от зубов у 325 000 педагогов страны. Загвоздка в том, что наших педагогов обучают другие отечественные педагоги. Такие же, что и те, что за 25 лет независимости Казахстана не сумели обучить казахскому языку, как минимум, треть населения республики. И дело тут не в тотальной узколобости учеников, а в низкой подготовке педкадров и несовершенстве учебных программ. Для обучения детей нужны грамотные, специально обученные педагоги, которые будут работать по успешной и апробированной методике. А такая программа – на вес золота, на обоснование которой нужны годы. Нельзя так сразу, наобум без соответствующей базы и подготовки менять систему образования.

В конце концов, педагогов необходимо погрузить в языковую среду, как это делали реформаторы Сингапура. И дети, и взрослые там свободно изъясняются на национальном малайском, официальных английском, путунхуа (китайском) и тамильском языках. Первый Премьер-министр страны не жалел средств на обучение педагогов Сингапура в лучших университетах мира, чтобы они могли овладеть языками и науками, и превратить население островного государства в самую функционально грамотную народность мира.

Но в Казахстане полагают, что можно обойтись без лишних трат, заплатив учительнице английского, которая за четыре месяца обучит других своих коллег фундаментальному «London – is the capital of Great Britain». Сами педагоги пребывают в полнейшей растерянности, и не видят для себя иного выхода, как уйти из любимой, но низкооплачиваемой профессии, над которой без того год из года проводят экспериментальные апгрейды: вводят электронную документацию в нагрузку к существующей бумажной, увеличивают объем общественной нагрузки, внеклассной работы и т.д. К перечисленным новшествам добавилось полиязычие, которое пока выглядит не более, чем очередное «сырое» нововведение. В конце прошлого года преподавателей вузов со всей страны отправили на курсы английского в Караганду и Алматы, пообещав учебную стипендию, но так ее не выплатив. В итоге люди, вместо того, чтобы грызть гранит науки, были заняты поиском средств к существованию в чужом городе. И даже угроза увольнения не остановила педагогов от общественного протеста. Так что, куда приведет инициатива МОН по скоростному обучению педагогов в итоге – большой вопрос и загадка со многими неизвестными.

Ажар Сагандыкова, член Президиума ОСДП, председатель Павлодарского областного филиала партии