Почему в Казахстане не развивается малый и средний бизнес?

Что происходит сегодня с малым и средним бизнесом (МСБ) в Казахстане? Ведь на протяжении всех лет независимости мы только и делаем, что говорим о его поддержке и развитии, но ничего не меняется. А наоборот, ситуация еще больше ухудшается. Вроде бы издается куча документов, планов и программ развития бизнеса. Чиновники трещат на всех углах о достижениях бизнеса. Созданы управления и департаменты по развитию бизнеса в акиматах всех уровней и министерствах, огромное число квазигосударственных структур спят и видят «эпоху подъема бизнеса» в нашей стране. С утра до ночи десятки тысяч бесполезных чиновников просиживают в офисах. Вроде бы и бесполезный парламент принимает какие-то законы в пользу бизнеса. Под все эти программы, планы и структуры из бюджета за годы независимости выделено и успешно «освоено» сотни миллиардов тенге. А «воз и ныне там!» Толку ноль! Страна не развивается, бизнес не растет. Создается впечатление, что наши власти просто не знают, что делать, как делать, куда двигаться и как.

Например, в конце января на расширенном заседании правительства министр национальной экономики Р. Даленов представил комплекс мер по реализации поручений президента. Один из них по развитию конкуренции, предпринимательства и разгосударствлению. И опять все те же старые мантры, как будто не прошло почти 30 лет, а независимость мы получили только вчера. Опять устранение административных и экономических барьеров, которые в реальности только растут. Опять обеспечение доступа бизнеса к госзакупкам, которые плотно обсижены чиновниками всех мастей. Опять демонополизация рынка, которая только росла все эти годы. Сегодня Казахстан относится к странам с самой монополизированной экономикой, которая не только развиваться, а существовать бизнесу не дает. В результате ничего нового чиновники предложить не могут. А точнее не хотят, потому что реальные перемены просто оторвут их от кормушек.

При этом бюрократы уверенно сыпят цифрами. Сколько у нас субъектов МСБ, на какую сумму они выпускают продукцию и насколько выросли их показатели. Как будто эти цифры есть результат их упорного труда. А если поговорить с настоящим предпринимателем, то можно увидеть совсем другую картину. Помню, как я был удивлен, когда несколько лет назад один бизнесмен средней руки, производящий нехитрую мебель, сказал: «Слава контрабанде и контрабандистам! Дай Бог им здоровья!!» На мой недоуменный взгляд, он пояснил: «Только благодаря контрабандной фурнитуре и комплектующим я выживаю в этой стране! Да и то, потому что работаю в тени, в зоне черного нала и практически не плачу никаких налогов. Правда, приходится давать взятки жадным чиновникам. Стоит мне выйти в белую бухгалтерию, и я сразу разорюсь, как десятки мне подобных, которых уже нет на рынке».

Почему же так происходит? Вроде и моратории на проверки объявляются и серьезные деньги выделяются. А прогресса нет. Почему во всем мире реальные результаты есть, а у нас только бесконечные заседания, согласования и планы с программами на бумаге? В СШИ и Западной Европе именно МСБ является локомотивом экономики, делая определяющий вклад в ВВП в размере 60-80% и выше. По данным Евростата до 90% предприятий, торгующих в Европе, - это малый и средний бизнес, 70% из них – микропредприятия численностью до 9 человек. Именно в МСБ трудится 67% занятого населения Европы, а добавленная стоимость, которую он создает за год, оценивается в 3,9 триллиона евро. Именно малый бизнес создает поле для здоровой конкуренции, обеспечивает рабочие места и платит налоги.

Можно перечислить много причин, мешающих или сдерживающих развитие МСБ в РК. Среди них и объективные, такие как неразвитость и недоступность инфраструктуры для развития производства, торговли, сервиса. Отсутствие крупных производств, вокруг которых мог бы образоваться и развиваться МСБ, отсутствие у начинающих предпринимателей необходимых навыков подготовки проектов, бизнес-планов, недостаточные финансовые знания. Но не эти причины являются главными. Есть причины рукотворные, которые чиновники сознательно сами и создают. Например, такие как:

  • Недоступные кредиты

В связи с высокой стоимостью, кредит малому и среднему бизнесу недоступен, да и сами банки не доверяют малому бизнесу, в связи с высокими рисками невозврата. Кроме того, наши банки заинтересованы, чтобы деньги были дорогими. Тогда они через манипуляции с курсом, через спекуляции получают сверхдоходы. Имея такие сверхдоходы, разве может быть банкам интересен какой-то там малый бизнес, производственные и инфраструктурные проекты. Даже коммерческие проекты им не всегда интересны. Поэтому кредиты и недоступны ни гражданам, ни малому и среднему бизнесу, ни производству. В той же Европе льготное кредитование и субсидирование процентных ставок – это одна из основных форм поддержки бизнеса.

  • Слабый рост количества рабочих мест и уход в теневую сферу

Увеличивать число работников малому бизнесу и дорого, и невыгодно. Каждый дополнительный легальный работник – это дополнительные налоги к зарплате, такие как пенсионный взнос, взносы в ФОМС, ФОСС и другие. И все это сверх расходов, которые бизнесмен уже платит за себя и за бизнес. В условиях падения платежеспособного спроса, постоянного роста услуг ЖКХ, неуклонного роста стоимости жизни, инфляции и ожидания девальвации предприниматель даже сокращает рабочие места или уходит в теневую сферу, переходя на выплату заработной платы в конвертах.

  • Неэффективность государственной поддержки

МСБ очень мало пользуется господдержкой и слабо о ней информирован. Господдержкой пользуется буквально несколько процентов предпринимателей. Многие, даже зная о господдержке, не знают как к ней подступиться и как ее получить. Да и чиновники не торопятся идти навстречу бизнесу, скрывая информацию. Зачастую они сами создают барьеры и трудности в доступе к господдержке, а деньги, предназначенные для господдержки МСБ, эти люди, которые должны поддерживать бизнес, размещают на банковские депозиты для собственной выгоды.

  • Бесконечные проверки и контроль

По разным оценкам в Казахстане от 60 до 70 проверяющих и контролирующих организаций и более 100 видов госконтроля. Часто проверки дублируют друг друга, отнимая кучу нервов и денег. Каждый проверяющий обязан «нарыть материал» и наложить штраф, иначе его собственное начальство обвинит в коррупции. Такой карательный подход просто уничтожает МСБ. Мораторий позволяет бизнесу вздохнуть, но и в дальнейшем проверки должны быть седены к минимуму, также как и количество контрольно – надзорных органов.

  • Коррупция и слабая защита прав собственности

Ни для кого не секрет, что практически каждый предприниматель находится под неусыпным надзором акиматовских и других проверяющих и контролирующих чиновников. Не беспокойтесь, это не для того, чтобы помочь бизнесу. А для того, чтобы ни один предприниматель, ни один частник, вплоть до одиночного торговца чебуреками, не улизнул и «отметился», иначе ему создадут условия несовместимые с существованием его бизнеса. Также каждый бизнесмен знает, что сильно разрастаться не надо, т.к. стоит ему превысить определенный уровень развитие и перейти на серьезные финансовые показатели, он сразу же рискует оказаться жертвой рейдеров. И если у тебя нет административного ресурса, иными словами «крыши», бизнес у тебя могут отобрать.

Это очень коротко и только о самых серьезных причинах и проблемах МСБ в нашей стране. До тех пор пока эти причины небудут устранены, говорить о серьезном развитии МСБ в Казахстане не будет иметь смысла. Все программы и проекты о развитии МСБ будут оставаться на бумаге, а средства, выделяемые на эти программы, будут успешно разворовываться. Только политические реформы могут решить эти проблемы, все остальные меры «от лукавого» и будут носить только косметический характер.

Айдар Алибаев