Театр одного актера и двух-трех кукол

Одним из примечательных законодательных событий мая стала презентация в Мажилисе Парламента РК проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан». ОСДП была представлена на этом мероприятии Батталовой З.К. и Рахимжановым А.Н. Минюстом были озвучены заявленные изменения и дополнения в Конституционные законы «О выборах», «О Парламенте и статусе его депутатов», «О республиканском референдуме», «О Правительстве», «О Президенте», «О Конституционном Совете», «О Первом Президенте – Лидере нации», «О судебной системе и статусе судей».

Отдельного внимания заслужили предложенные поправки в закон «О выборах в РК». Согласно предложениям Минюста предлагается ввести дополнительные требования к кандидатам в президенты. Так, хотят ввести требования наличия 5-летнего стажа работы в госорганах или на выборных должностях и кандидат в президенты должен проходить медицинское освидетельствование и не иметь заболевания, препятствующие выполнению обязанностей президента.

И эти нормы не могут не беспокоить. Получается, что ко всем существующим цензам вводятся еще два дополнительных. На вопрос, заданный мною на презентации, в чем заключаются причины введения еще дополнительных цензов, ни Центральная избирательная комиссия, ни сам Минюст не дали внятного ответа."Мы не видим каких-либо проблем. Потому что в целом есть требования, определённые в Конституции, а вот эти дополнительные, которые подписываются в Законе "О выборах", – они уточняющий характер носят, при этом они не выходят за рамки мировых стандартов на которые, как правило, ссылаются критики", – изъяснился министр юстиции М.Бекетаев.

В то же время становится понятным, что количество возможных претендентов существенно сократится. Главное вместе с ними и сузится пространство применения и реализация права избирать и быть избранным. А ведь во многих отчетах международных организаций делается упор на сильное ограничение, а в некоторых случаях практически невозможным использования гражданами Казахстана своего права быть избранным. Часто отмечается низкая активность и сильное ограничение в сфере права управления делами государства, закрепленного в международных пактах и то же время ратифицированных правительством Казахстана. Но вернемся к законопроекту.

К сожалению, на первых два заседания рабочей группы ОСДП не была приглашена, но 16-го мая нам удалось добиться участия. Через звонки и написание писем. На самом заседании стало известно, что депутаты не внесли рассмотрение поправок об изменениях требований к кандидатам. Скорей всего данная норма будет принята без какого-либо обсуждения.

Теперь ко всем требованиям, изложенным в ст.54 Конституционного закона «О выборах в РК», будут добавлен пункт о наличии 5 лет стажа работы на государственной службе или на выборных государственных должностях.

Давайте попробуем разобраться, с чем мы столкнемся в случае введения данной нормы.

Получается следующая картина. Берем данные с официального интернет-ресурса Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции и получаем цифру в 92 203 служащих.

К государственным выборным должностям относят депутатов Парламента, депутатов маслихатов и избираемых акимовгородов районного значения, сельских округов, поселков и сел. Депутатов парламента обеих палат – 154. Последние очередные выборы в маслихаты показывают цифру в 3334 избранных депутата. Количество избранных акимов равно 2 454.

В итоге только 98 145 человек гарантировано получат привилегированное право быть избранным в Президенты РК. Но и не все они смогут зарегистрироваться. Так как существуют и другие цензы. Кто-то не пройдет тестирование в лингвистической комиссии, кто-то не был рожден в Казахстане, кому-то не будет хватать лет возраста, у кого-то не найдется соответствующего избирательного взноса. Не буду говорить про сбор 200 000 подписей граждан, согласных на выдвижение того или иного гражданина в кандидаты президента.

Следует учесть и тех граждан, кто в свое время работал на госслужбе и на выборных должностях. Подсчитать тяжело, но смеем допустить увеличение претендентов, учитывая статистические показатели из различных источников, которые смог изучить, до 350 000 человек. И это считал самым грубым способом. Шесть созывов парламента, все созывы маслихатов, количество госслужащих, о которых имелись какие-либо цифры в информациях – все это было допущено при подсчете. Всего 350 000 человек смогут выдвигать свои кандидатуры на президентских выборах. 350 тысяч из 9 000 0000 граждан, обладающих активным избирательным правом.

В то же время ст.54 с внесением данной поправки будет противоречить и Конституции РК. Дело в том, что пункт 1 ст. 41 Конституции гласит: «Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет». Ключевые слова «всеобщее» и «равное» право.

Видимо депутаты считают, что есть граждане «равнееравных», так сказать ультраравные. И кто эти граждане, приблизительно догадываемся.

Дополнительная процедура на медицинское освидетельствование вообще не укладывается в плоскость понимания введения ее как таковой, как необходимость. Понятно, что, не имея никакой экспертной и аналитической основы, она ничем не регулируется. Очередной казус в отборе кандидатов сравним с комиссией по лингвистике на знание государственного языка. Однозначно медицинская комиссия, подчиняемая ЦИК РК, сможет«нарисовать» самые невероятные диагнозы и заключения. Возможно, даже такие, что сам кандидат не будет знать о них. Очень не исключено!

В этом плане ЦИК и Минздрав РК должны четко прописать все заболевания, которые могут мешать исполнению функций президента в специальном государственном реестре «Антипрезидентских болезней». Также необходимо провести всевозможные экспертные встречи по обсуждению каждого пункта. Вплоть до того, в каком месте, какой размер и цвет прыща может стать угрозой президентской физической функциональности. Если к этому не готов ЦИК, то надо снимать с повестки этот избирательный ценз. Утрировано, но понятно. Сложно об этом рассуждать, сохраняя строгость размышлений и незамутненный сарказмом рассудок.

Во Франции, с примера которой всегда руководствуются в принятии каких-либо конституционных изменений и реформ, отсутствуют такие сужающие нормы для кандидатов. Также и в США, Португалии, Германии и других странах, которые служат эталоном демократических государств.

Фильтр «госслужба» для кандидатов в президенты Казахстана окончательно установит и декларирует установление корпоративного государства. Вот определение «корпоративизма»: Корпоративи́зм (от лат. corpus — тело; иногда встречается корпорати́зм — калька с англ. corporatism) — политическая теория, согласно которой элементарными ячейками общества являются определённые социальные группы, а не отдельные лица. (Википедия)

Право на управление государственными делами в пункте «президентство» теперь получат те, кто вырос и сделал карьеру, занимая должности чиновников. По-крупному, или по-мелкому… не важно… Все в Казахстане знают, кто такие «агашки» и, почему следует «уважать», «подмазывать» их и выслуживаться перед ними. И, именно, в таком стиле будет проходить выдвижения кандидатов в президенты. То, что мы наблюдали раннее, оценивая президентские выборы как «театр одного актера и двух-трех кукол», теперь станет вполне оформленной драматургией с «артистами в погорелом театре». Это очень удобно для авторитарных режимов, если цель стоит удержать власть любым способом. Даже таким образом, когда дискриминация по социальному статусу закрепляется уже юридически.

В принципе, это закономерный процесс для Казахстана. Проблема президентских выборов носит комплексный и специфичный характер и коротко можно описать так. Режиссура с подставными кандидатами. Не допуск независимых политиков к выборам. Критика кандидатов и текущего политического момента оппозиционным сообществом, иностранными политиками, международными наблюдателями.В итоге, в силу подорванного доверия выборной кампании, явку обеспечивают императивными методами, приказывая студентам, учителям, работникам коммунальных и подведомственных предприятий, идти и голосовать.

Зачем постоянно выставлять себя посмешищем перед народом и всем остальным миром? Данная поправка даст возможность властям Казахстана оправдываться перед мировым сообществом, почему случилось так, что тот или иной политик не смог баллотироваться в президенты. И будут ссылаться на принятый закон, поправки в конституционные законы.

А тем временем, между гражданами страны и властными чиновниками из-за дальнейшей институционализации бесправия «негосслужащего» населения образуется не то, что пропасть, а настоящий тектонический разлом. Все общество будет поделено на тех, кто имеет право управлять страной (ок.350 тыс.чел.) и тех, кто не такого права почему-то не имеет (9 млн.чел.). В этом будет скрываться разжигание той самой социальной розни, о которой говорят наши высокопоставленные лица. И весь груз безответственности ляжет на их плечи!

ОСДП будет дальше добиваться получения текста законопроекта и участвовать в заседаниях рабочей группы. О развитии событий будем держать в курсе наших граждан.

Асхат Рахимжанов, заместитель председателя Президиума Политсовета ОСДП