Более пяти лет младшие по званию военные пенсионеры, призванные в ВС РК после 1998 года, не получали пенсии

Более 1 тысячи пенсионеров, уволенных со службы с 2008 по 2015 годы по выслуге лет, пенсии начали получать лишь с 2016 года.

Оказавшись заложниками пенсионных реформ, сегодня они получают пенсии без положенной индексации. С 2012 года военные пенсионеры обивают пороги госорганов. По их словам, такая ситуация затронула, по меньшей мере, 1040 человек.

Юридическая сторона вопроса

После обретения Республикой Казахстан независимости перед новым государством стояла задача формирования собственных Вооруженных сил. При этом на воинскую службу были привлечены лица гражданских специальностей, которых аттестовали с присвоением воинских званий. При этом они имели стаж трудовой деятельности, не связанный с военной сферой.

Изначально был установлен неравный статус военнослужащих, которые проходили службу на основе контрактов, и соответственно получали должностные оклады. Неравенство выражалось в разделении военнослужащих на две категории: 1) офицерский состав, куда относились прапорщики и мичманы; 2) сержантский состав, который был определен еще младший начальствующий состав.

Данное неравное положение военнослужащих стало проявляться при завершении воинской службы по достижении предельного возраста состояния на воинской службе.

Так, в статье 60 Закона РК «О пенсионном обеспечении» от 20.06.1997 года №136-I говорится, что право на пенсионные выплаты имеют военнослужащие, имеющие выслугу на воинской или правоохранительной службе не менее 25 лет.

Но при этом было введено положение в п.3 данной статьи, что право на пенсионные выплаты имеют офицеры, прапорщики (мичманы), уволенные по достижении установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на воинской службе, имеющие общий трудовой стаж 25 лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет непрерывная воинская служба, служба в специальных государственных и правоохранительных органах.

Тем самым, офицеры и прапорщики при наличии стажа и 12,6 месяцев непрерывной воинской службы получили право на пенсионные выплаты, а лица младшего начальствующего состава (сержанты и старшины) такого права не получили.

Данное ущемление прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов сержантского состава было неоправданным, так как независимо от воинского звания, все военнослужащие несли одинаковую службу, которая определялось ненормированностью рабочего дня, отсутствием выходных дней в течение рабочей недели, отзыва с отпуска или вызовом на службу по тревоге в ночное время и т.д.

В 2012 году был принят Закон РК «О воинской службе и статусе военнослужащих, согласно которому был установлен предельный возраст нахождения на правоохранительной службе и воинской службе, по достижении которого военнослужащие должны быть уволены со службы. Так, был установлен предельный возраст нахождения на воинской службе для младшего командного состава (сержанты, старшины) 45 лет.

В 2013 году был принят Закон РК «О пенсионном обеспечении», где в первоначальной редакции сохранилось неравенство в статусе военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов с разделением снова на две вышеуказанные категории: 1) офицерский состав, куда относились прапорщики и мичманы; 2) младший командный (сержантский) состав.

При этом статья 64 Закона РК «О пенсионном обеспечении» от 21.06.2013 года № 105-V аналогична была редакции статьи 60 Закона РК «О пенсионном обеспечении» от 20.06.1997 года.

Из-за неравного положения, закрепленного в обоих Законах РК «О пенсионном обеспечении» как от 20.06.1997 года, так и от 21.06.2013 года, многие военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и учреждений МЧС были уволены со службы по достижении предельного возраста нахождения на воинской службе.

При этом вышеуказанные лица были уволены без права получения пенсионных выплат, так как на тот период в пенсионном законодательстве РК была норма, о том, что «право на пенсионные выплаты имели лица, имеющие воинский стаж на момент увольнения не менее 25 лет».

Многие из них начинали работу в гражданских структурах, а далее продолжили в Вооруженных силах РК. Соответственно, у них не стало хватать воинского стажа в 25 лет, но при этом они достигли предельного возраста нахождения на воинской службе. В связи с этим, они оказались без пенсионных выплат от государства, но не могли получать и выплаты из пенсионного накопительного фонда, так как не достигли общеустановленного в Казахстане пенсионного возраста.

Данное неравенство было ликвидировано лишь после того, как 2 августа 2015 года был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения», согласно которого бывшие военнослужащие получили право на пенсионные выплаты с 1 января 2016 года на основании общего стажа не менее 25 лет при условии непрерывного воинского стажа не менее 12 лет и 6 месяцев. Тем самым, было ликвидировано неравноправное положение военнослужащих.

Младшим по званию военным пенсионерам, призванным в ВС РК после 1998 года, не была произведена индексация пенсии.

Четыре женщины, проработавшие в структуре Вооруженных сил, обратились к депутатам фракции ОСДП в Парламенте. Встреча состоялась в центральном аппарате партии.

Как пояснила военный пенсионер Светлана Ильясова, уволенная по выслуге лет в июне 2013 года, в связи с пенсионной реформой 1998 года все военнослужащие условно поделены на три категории.

Первая категория военнослужащих – это те, кто вышел на пенсию, и на 1998 год имел не менее 10 лет военной выслуги.

Вторая категория – это те, кто на 1998 год имел менее 10 лет воинского стажа, и получили пенсию не в полном объеме.

А они относятся к третьей категории военнослужащих, призванных после 1 января 1998 года. Они должны были выйти на пенсию и получать выплаты со своих пенсионных накоплений, которых у них не было в достаточном количестве, так как не все были призваны в ряды армии в юном возрасте.

«Условия на получение пенсии у нас были, а когда мы увольнялись, права на пенсию не было. Меня уволили в 2013 году, а право я получила только с 1 января 2016 года», - уточнила она.

Причем в 2016 году пенсию начислили без индексаций, по старым окладам, которые они получали на момент увольнения.

По словам юриста Толегена Касенова, в законе «О пенсионном обеспечении» 2013 года была статья 67, в соответствии с которой пенсия определялась на момент увольнения. Но данную статью к 2016 году отменили.

«Начисление было произведено неправильно. Им должны были проиндексировать оклад. Здесь было два варианта: либо центр по выплате пенсий должен был запросить в Минобороны актуальные должностные оклады на 1 января 2016 года, и от них считать пенсионную выплату. Либо второй путь –начислить им пенсию. Например, кто в 2011 году уволился, ему начислить на оклад 2011 года, но в 2012-2015 годы были годовые повышения, и нужно было увеличивать эти процентные соотношения», - пояснил юрист.

Таким образом, в период с 2009 по 2015 годы было ежегодное повышение пенсионных выплат военнослужащих с учетом инфляции. А военнослужащие, уволенные по достижении предельного возраста в 2008-2015 годы, которым пенсионные выплаты были назначены после 1 января 2016 года, на основании изменений в пенсионном законодательстве РК были обделены этих повышающих коэффициентов.

Как пояснил юрист, когда вносилось изменение, в центре пенсионного обеспечения министерства обороны должны были создать соответствующий подзаконный акт и внести его на рассмотрение правительства, для проведения начисления. Но Центр пенсионного обеспечения Минбороны такую работу не провел.

В итоге пенсионеры, ставшие заложниками реформ, получают пенсии вдвое меньше, чем их коллеги, позже вышедшие на заслуженный отдых.

«По нашей Конституции, если человек даже не работает, но выходит на пенсию, ему назначается хотя бы какая-то минимальная базовая пенсия. А нам, исходя из стажа, хотя бы ее платили. Так нет, нам ее, наоборот, отменили в 2016-м году, хотя мы вышли на пенсию раньше. Такой замкнутый круг получается», - отметила Светлана Ильясова. Пенсионеры, оказавшиеся без пенсий, после выхода на заслуженный отдых обращались в столичный центр занятости на Бейбитшилик, 25, но им ничем не помогли.

«Мы пришли с документами, я в 47 лет ушла на пенсию. У меня погиб супруг на службе, исполняя служебные обязанности, он в следственном изоляторе работал. Я одна осталась с ребенком. На мужа позже компенсацию выплатили, и то, после обращения в суд. Но на тот момент меня выкинули с центра занятости, сказав: «Идите, вы свободны». Никто нас никуда не трудоустраивал. И пенсию я несколько лет не получала, хотя верой и правдой служила во благо нашей страны», - жалуется пенсионерка.

Председатель партии ОСДП Асхат Рахимжанов подчеркнул, что возьмет данный вопрос на контроль и обратится с вопросами в министерство обороны РК, чтобы изучить ситуацию и помочь военным пенсионерам.

ПРЕСС-СЛУЖБА ОСДП

Смотрите также:
Депутатские запросы
22.04.2024
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову по вопросам водного канала имени К. Сатпаева
22.04.2024
Наурыз Сайлаубайдың Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ипотекалық бағдарламалар жөнінде жолдаған депутаттық сауалы
13.03.2024
Біздің депутаттық сауал Премьер-Министр О.А.Бектеновке
13.03.2024
Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-министру О.А.Бектенову
31.01.2024
ҚР Оқу-ағарту министрі Ғани Бектайұлы Бейсембаевқа депутаттық сауал
31.01.2024
Депутатский запрос члена фракции ОСДП Ажар Сагандыковой Министру просвещения РК Гани Бейсембаеву
24.01.2024
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРДІҢ БІРІНШІ ОРЫНБАСАРЫ Р. СКЛЯРҒА ДЕПУТАТТЫҚ САУАЛ
17.01.2024
Депутатский запрос А.Рахимжанова Министру труда и социальной защиты населения РК Жакуповой С. К.
27.12.2023
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Министру здравоохранения. Министру труда и социальной защиты