Именно социал-демократия больше всего подходит Казахстану: Асхат Рахимжанов

В конце января ожидается проведение съезда Общенациональной социал-демократической партии, в которой будет пересмотрена программа партии, многие пункты которой уже были приняты в действующем законодательстве Казахстана. Теперь предстоит ее актуализировать. Что изменилось в деятельности партии после получения четырех мандатов в Мажилисе, над какими поправками идет наиболее ожесточенная борьба в Парламенте – об этом в интервью рассказывает председатель партии ОСДП, руководитель партийной фракции, депутат Мажилиса Асхат Рахимжанов

- Асхат Нурмаганбетович, для начала вопрос, касающийся в целом политической ситуации в стране. Как Вы считаете, «Жаңа Қазақстан», о котором там много сегодня говорят – это всего лишь политический лозунг, или реальный шаг к изменению ситуации в стране?

Да, об этом часто уже говорят, что в любом случае старый Казахстан остается. Но здесь, наверное, нужно философски подойти к этому вопросу. «Жаңа Қазақстан» нужно сначала принять на каком-то сознательном уровне о том, что у всего общества, у страны есть устремление вперед. Нужно предпринимать действия, чтобы то, что было в прошлом, не повторилось, чтобы изменения шли, улучшая жизнь каждого гражданина страны в целом. Вы прекрасно видите, как стремительно развиваются внешнеполитические отношения, ситуация вокруг страны. Даже наш регион очень нестабильный. И эти вызовы заставляют нас задумываться о том, что нужно сделать, чтобы страна не упала в пропасть безнадёги. Учитывая то, какие в последние времена принимались законы, какие инициативы выдвигались со стороны власти, и как они принимались (может быть, не совсем чётко, не совсем ясно но, тем не менее, эти задатки уже есть), фундамент уже заложен. К примеру, тот же закон о возврате незаконно выведенных средств за рубеж. На референдум в 2022 году, который прошел, у нас законодательная власть формируется по новым принципам. Конечно, можно всегда говорить, что старые чиновники остались, как и вся система с ее негативными явлениями, они никуда не исчезают. Но учитывая, сколько прикладывается усилий, по той же борьбе с коррупционерами, видно, сколько заводится уголовных дел. Кроме того, цифровизация снижает уровень коррупциогенности в некоторых сферах, особенно в получении услуг людьми. Вот это все вкупе – только начало того, к чему мы должны прийти. Многое зависит от отношения людей к этому всему. Естественно, вернуть уровень доверия к органам власти, вообще к политическим институтам достаточно сложно после почти 30-летнего авторитаризма. - Не находимся ли мы сейчас в этой степени безнадёги, о которой Вы говорили? Например, партия ОСДП достаточно часто поднимает вопросы пайщиков, и как раз эта безнадёга чувствуется среди сельчан. Да, на первый взгляд можно сказать, что это безнадёга. Но я бы назвал это китайской поговоркой: «Если хочешь врагу что-то пожелать, пожелай ему жить в эпоху перемен». Я называю это переменами. Когда мы поднимали вопросы пайщиков, мы тогда не были во власти. И то мы поднимали эти вопросы, и у нас что-то получалось решать. Сейчас, обладая законодательной инициативой, представляя интересы людей уже в Парламенте, мы выражаем позицию народа, у нас есть возможность что-то менять. То есть сейчас мы как раз находимся в промежутке, который мы должны называть переменами. Перемены идут, мы в этом процессе. Мы инициируем поправки в закон «О товариществе с ограниченной ответственностью» в части, касающейся взаимоотношений между ТОО и держателями условных земельных долей (пайщиками). Кроме того, нас интересует вопрос разработки стандартов качества жизни казахстанцев. Это и минимальная заработная плата, и потребительская корзина, и социальные гарантии государства. Почти 40% бюджета направлено на социальную сферу. И я тоже себя ловлю на такой мысли, что некоторые моменты настолько уже не то что плачевные, но трагические для населения, и нужно как-то выходить из сложившейся ситуации. Вызывает вопросы даже элементарное исполнение программ, в том числе по реализации Обязательной системы медицинского страхования (ОСМС), закредитованности населения, проблемам образования. С этим всем нужно разбираться. Я думаю, что если брать в какой-то ретроспективе будущего, то может быть еще два-три года, чтобы эти перемены апробировать, систему менять. Сложновато будет, но, тем не менее, нужно пройти этот путь.

- Не кажется ли Вам, что за 30 лет Казахстан так и не смог построить так называемую рыночную экономику, и многое у нас все еще напоминает советское прошлое? К примеру, мы часто слышим, что КТЖ говорит о том, что как социальное бремя, на нем лежит перевозка социальных грузов. Мы видим, что правительство старается сдерживать цены на социально значимые продукты питания, и у него не получается. Лишь 30% населения охватываются удешевленными социальными товарами первой необходимости. Причем в эти супермаркеты ходят как богатые, так и социально уязвимые слои населения, то есть меры не доходят точечно до нуждающихся. Как Вы считаете, что партия ОСДП должна предпринять для того, чтобы менять эту тенденцию? Нам нужно ответить на вопрос, насколько нам вообще реально создать рыночные отношения в стране, имея такое прошлое. Казахстан называют большой ТООшкой с принципами «купи-продай»: добываются полезные ископаемые, продаются за рубеж, возвращаются эти деньги, из-за рубежа приходит импорт уже переработанного нашего сырья. В этом нет логики. Исходя из нашей программы «Социал-демократия – путь XXI века», мы считаем, что определенное государственное регулирование, или протекторат над какими-то сферами экономики или жизнедеятельности общества должен быть сильным. Например, мы считаем, что некоторые стратегические направления, такие как авиаперевозки, добыча полезных ископаемых, пути сообщения, логистика, в целом почта, должны находиться под очень жестким государственным контролем. Потому что государство, наша страна, обладая такими большими ресурсами, должна их направлять на благо народа. Имеется в виду, что государственная поддержка жизни людей должна всемерно ощущаться. Например, приняли закон «Нацфонд – детям». Это тоже одна из наших инициатив. В целом в мире есть уже такие практики, когда государство, основываясь на каком-то безусловном доходе, улучшает жизнь населения. И это хорошо, потому что эти средства, которые государство заработало, распределив эти блага между людьми, не уходят за рубеж, они остаются здесь. То есть человек их потратил, этот капитал остается в стране. Таким образом и создаются условия для того, чтобы заработал рынок. Что важно для рынка? Важно сбыть свои товары и услуги. Для этого нужна высокая покупательская способность. Все взаимосвязано.

- С другой стороны, есть еще такой тезис, что обычно государство – плохой собственник. Я с этим согласен. Но понимая масштабы коррупции, и наличие олигархов, которые владеют большим количеством природных ресурсов Казахстана, другого выхода нет. Мы сейчас подготовим новую программу к съезду партии, который запланировали на конец января 2024 года. Мы этот вопрос очень остро ставим. Не скрою, внутри партии мнения геометрально противоположны: кто-то за национализацию, кто-то против. Потому что, проводя национализацию, мы можем потерять большую часть инвестиций. А без них Казахстан тоже не может. Казахстану тоже нужны эти инвестиции. Собственных средств для этого не хватает. Вообще, мы должны были провести съезд еще два года назад. Это должен быть юбилейный съезд, посвященный 15-летию партии. Но так как там у нас были всем известные события: и пандемия, и қаңтар случился. Потом выборы за выборами пошли, изменения в Конституцию. Организоваться на это мероприятие не было возможности. Теперь думаем провести в конце января.

- Вся программа партии будет пересмотрена? Не вся программа, некоторые пункты мы все-таки оставим. Хотя, справедливости ради следует отметить, что многое из нашей программы было услышано властями и уже было внесено на законодательном уровне. Это мы предлагали в программе смешанную систему формирования мажилиса 50 на 50, но на практике сделали 70 на 30. Инициатива выборности акимов также выдвигалась нами. Теперь проводятся выборы районных акимов, городов районного назначения. Мы 17 лет назад принимали эту программу, сейчас она уже реализуется, но ее уже нужно обновить. Ну и в целом мир сейчас не такой, каким был раньше. Нужно идти в ногу со временем, выдвигать актуальные дополнительные меры, уже обладая определенным опытом и статусом парламентской партии. - Асхат Нурмагамбетович, с выборов прошлого года у партии ОСДП четыре депутатских мандата в Мажилисе. Это пока небольшой совсем процент. Наверное, невозможно заниматься всеми вопросами. Как Вы распределяете ресурсы? Есть ли какие-то точечные приоритеты, на которые депутаты ОСДП обращают пристальное внимание? Да, совершенно точно подмечено, что мы не можем за каждый законопроект браться, всего четыре депутата. Но мы опять же распределяем участие наших депутатов от фракции ОСДП в рабочих группах, исходя из приоритетов партии. Стараемся подбирать рабочие группы так, чтобы они не дублировались, и на одну рабочую группу или к какому-то законопроекту два или три депутата не попали, чтобы максимально быть представленными в максимальном количестве этих рабочих групп. Но никто не запрещает нам представлять свои поправки. Бывает, что мы не присутствуем в рабочих группах, но поправки направляем. Когда будут рассматриваться наши поправки, тогда мы уже имеем право присутствовать на этой рабочей группе и защищать их.

- Удавалось подсчитать, в скольких законопроектах вы принимали участие? Точное количество законопроектов, в которых мы участвуем непосредственно, сложно назвать. Это порядка 15-16 законопроектов. Есть еще смежные законопроекты. А если по количеству поправок сказать, то их больше ста.

- Из сотни поправок сколько удалось провести? Насколько это сложный процесс? Конечно, нужно защищаться во время рабочих групп. Споры идут. Сами знаете, сейчас шесть политических партий зашли в парламент. В каждой группе и в комитетах все они представлены. И поэтому полемика и дискуссия иногда на рабочих группах получается достаточно оживленной, острые иногда моменты бывают. Споры есть, поэтому много поправок не принимается.

– А какие уже удалось? Может быть есть такие яркие моменты, которые вы можете обозначить, что именно ОСДП внесло уже, и закон уже начал работать? К примеру, наши поправки в закон по использованию пастбищ удалось защитить. Мы говорим, что они должны использоваться строго по целевому назначению. В нынешнем законе «О земельных отношениях» это прописано, но тем не менее, это не мешало менять целевое назначение земель с пастбища на сельскохозяйственное кошение, или на пашню. Создавалась коррупционная лазейка. Особенно учитывая наш опыт работы в сельской местности, когда товарищества с ограниченной ответственностью путем лоббирования, может быть, подкупа чиновников, меняли предназначение и забирали земли.
И в итоге все столкнулись с тем, что общественных пастбищ не хватает. В законопроекте будет внесено такое понятие, как план управления пастбищами. Поэтому мы надеемся, что дефицит общественных пастбищ исчезнет с принятием этого закона. По другим рабочим группам также есть определенные успешные моменты. Так, в законе «О жилищных отношениях» было 13 категорий, которые имели право на арендное жилье. Сначала хотели их сократить, но нам удалось их сохранить, и четыре категории социально уязвимых слоев населения будут в первую очередь рассматриваться на получение такого жилища.

- А в целом, Асхат Нурмагамбетович, чувствуете ли вы себя оппозицией в парламенте? И в целом, как к вам относятся? Не бывает ли такого, что может быть «аманатовцы», которые в большинстве, как-то там взглядом своим это выказывают, или каким-то другим образом? Как ни странно, этого нет. Когда распределили мандаты, я переживал, какие будут у нас взаимоотношения внутри парламента. Мы с другими партиями проводили дебаты на телевидении. Обсуждения проходят остро, но все – в деловом ключе. К примеру, один из первых запросов, который я озвучивал, касался инициативы отмены утильсбора на сельхозтехнику. Естественно, мы считаем, что утильсбор с сельхозтехники не должен взыматься, чтобы сельское хозяйство быстрее развивалось. Но есть депутаты, которые против этого, якобы нужно защитить отечественных сельхозпроизводителей от этой техники. Никто не спорит, не кричит друг на друга. Все приходят, объясняют аргументами. Если говорить о том, что у каждой фракции есть свои какие-то позиции по каким-то вопросам, то это очевидно. К примеру, голосование за принятие отчета правительства об исполнении бюджета. Естественно, мы по позиции премьер-министра Алихана Смаилова проголосовали против. И «Ақ жол» голосовал против. Были депутаты, которые воздержались, но многие были за. Бывали и такие моменты, что по одному законопроекту, взгляды партий делились. Есть политический плюрализм внутри парламента между партиями, но он есть и в самих фракциях. Но не будет лишним подчеркнуть, что часто позиции зависят не от деятельности партии, а от тех аргументов, которыми апеллируют, и из которых складывается их позиция. И если мы понимаем, что да, это позитивная норма, и она синхронна с нашей идеологией, естественно, мы соглашаемся. Больше удивляет то, что представители партии большинства, озвучивая свои депутатские запросы, ругают то же правительство, которое они выбрали. И даже самого премьер-министра. Я считаю, что это не совсем нормально. Тогда они должны признать свою ошибку, они за ту кандидатуру проголосовали, а партия ОСДП была права. Вот так надо делать. И менять кандидатуру.

- В целом, насколько изменилась работа партии после исторической, первой в истории Казахстана, победы оппозиционной партии в Парламенте? Что изменилось в целом в работе партии после того, как вы начали получать государственное финансирование? Все изменилось. Подход к принятию решений, наверное, это все-таки самое важное. Он изменился, потому что есть доступ уже к более глубокой информации. Заниматься огульным охаиванием всего и вся – так уже не пойдет. То есть мы более выверенно, более взвешенно подходим к принятию решений. Сейчас мы можем обращаться за помощью к консультантам, специалистам, заказывать какие-то экспертные оценки, социологические исследования, которые применяем в работе. Все это важно. Это улучшает качество проводимой деятельности. И сказывается это на регионах автоматически. Мы можем содержать офисы, оплачивать работу штатных сотрудников. Работа становится более широкой, более стабильной. Нас больше узнают, больше людей обращается к нам, стало больше вступать в ряды партии ОСДП. Начали интересоваться, что такое социал-демократия. Мы проводим онлайн-курсы партийной школы. У партии ОСДП есть один мощный плюс: никто из депутатов не был в системе власти, не участвовал ни в каких серых коррупционных схемах или распределения бюджетных средств. Все, что мы говорим, мы говорим, не представляя интересов каких-то определенных групп, не лоббируя интересы бизнес-структур.

- Будет ли на съезде пересматриваться идеология партии? Нет. Мы будем оставаться на социал-демократической идеологии. Я в этом уверен. Для Казахстана, исходя из исторических, культурных, географических предпосылок, больше всего подходит именно социал-демократия. Во-первых, все прекрасно знают родоплеменные отношения внутри казахов. Когда кочевали аулами, всегда оказывалась какая-то поддержка образовавшейся семье, весь род помогал, есть понятие «асар». Это все – проявления солидарности. Солидарность, справедливость, свобода – это три основных принципа социал-демократии. Недавно, в самом начале, мы говорили о том, что у нас рыночные отношения не получается строить. Капитализм – это не про нас. Мы не можем упасть в дебри индивидуализма, что-то о себе чисто думать, пренебрегая соседями, родственниками. Не получится. У казахов так не принято. Самые социальные люди на земле, я уверен, что это казахи.

- И в заключение последний вопрос, немного «романтики», может быть. Одним словом, как вы можете охарактеризовать, что для Вас партия? Пол жизни.

- Спасибо за интервью, успехов Вам в партийной и парламентской деятельности!

Ботагоз Искакова, Астана

Смотрите также:
Депутатские запросы