Как не лишиться свободы за перевозку обычной канистры бензина в своем авто

Из-за статьи 197 Уголовного кодекса всех, кто реализует топливо в Казахстане, можно отнести к отнести к преступникам. В 2010 году данная статья была введена для борьбы с кражей нефтепродуктов, но в реальности создала почву для коррупции. Она запрещает реализацию нефти и нефтепродуктов без документов, подтверждающих законность их происхождения. Но как должен выглядеть такой документ – никто не знает.

Почему депутаты предлагают внести корректировки в Уголовный кодекс в части перевозки топлива

Депутаты Мажилиса Парламента от фракции ОСДП намерены устранить этот правовой пробел, из-за которого, по словам юристов, за решеткой оказались не менее 500 человек, в том числе – водители ИП, которые легально занимались реализацией нефтепродуктов.

Сегодня в Мажилисе рассматривается законопроект по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов.

По словам депутата Мажилиса от ОСДП Наурыза Сайлаубая, на сегодняшний день по работе над законопроектом было проведено около 10-ти рабочих групп. Сегодня в центральном офисе партии ОСДП был проведен «круглый стол» по этому вопросу.

Как сообщила юрист Алия Илькенова, депутаты от ОСДП предлагают около 10-ти поправок в этот законопроект, одна из которых касается статьи 196 УК РК, «Статья 197. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения».

«Данная статья состоит из 4 частей и охватывает полностью диспозицию ст 196, в связи с чем, на основе принятого нормативного постановления КС, а также фракции депутатов ОСДП, предлагается исключить слова «нефти и нефтепродуктов» из п 1 ч 3 ст 196 УК РК», - отметила Алия Илькенова.

Такая поправка от депутатов объясняется тем, что в нормативном постановлении Конституционного Суда от 18 мая 2023 года была рассмотрено соответствие статьи 197 УК РК – Конституции РК.

«В ходе рассмотрения соответствия данной статьи к нормам Конституции было установлено, что «при оценке конституционности оспариваемой статьи УК выявлены и иные недостатки. Отдельные действия объективной стороны ст 197 УК РК находятся в конкуренции с другими составами преступления в данном Кодексе – а именно подпунктом 1 ч 3 статьи 196 УК РК», - пояснила юрист.

Вместе с тем, члены экспертной группы предлагают декриминализировать в целом статью 197, а слова «нефти и нефтепродуктов» статьи 196 оставить. Так, заместитель председателя Республиканской коллегии адвокатов Игорь Вранчев пояснил, что разговаривал с представителем Агентства финансового мониторинга касательно этого же вопроса.

«Может быть пойти по пути того, чтобы не 196 статью реформировать, а совместными усилиями добиться исключения 197 статьи из УК. Обоснование такое: в правоприменительной практике по 197 статье отсутствуют сведения, против чьей собственности совершено преступление? Нет потерпевших, нет нарушения, нет какого-либо права собственности на нефть и на нефтепродукты. При этом основным признаком преступления является отсутствие только документов, подтверждающих законность происхождения. На практике органы досудебного расследования никогда не пытались установить возможного собственника нефти и нефтепродуктов и кроме того, указанный состав 197 статьи в том виде, как сейчас есть 196 статья, охватывается. В том числе и по наказанию», - пояснил он.

Адвокат Дмитрий Куряченко знает не понаслышке о недоработках этой статьи, так как ему приходилось защищать человека, которого в итоге несправедливо лишили свободы. Он обратил внимание, что в Казахстане отсутствует требование к поставщикам нефти предоставлять в обязательном порядке документ, подтверждающий происхождение.

«Возникает вопрос, в чем же заключена общественная опасность общественно полезных действий перевозки, реализации, приобретения и хранения нефтепродуктов, ведь их совершение с документом или без не несет в себе общественной опасности? И до появления статьи 197 такие действия не были никогда преступными. Оборот нефти, нефтепродуктов законами не запрещен и не ограничен на территории РК. И это невозможно, в силу насущной необходимости для повседневной жизнедеятельности человека, общества и государства, а с появлением статьи 197 УК даже перевозка канистры с бензином в машине и хранение их в гараже без их общественной опасности стали потенциально преступными только потому, что нет неизвестного никому документа, подтверждающего законность происхождения нефтепродукта, понятие которого тоже обширно и нигде не изложено», - подчеркнул адвокат.

По его словам, Конституционный Суд растолковал, что документом, подтверждающим законность происхождения нефтепродуктов, выступают документы по его реализации, приобретению, хранению и тд.

«Участники оборота нефтепродуктов сами создают эти документы – с ними можно совершить также оборот и украденной нефти. Сделал документ – и везешь. А как установить это? И вправе ли государство обязывать частные компании создавать такие документы под страхом уголовной ответственности? По аналогии со статьей 197, завтра депутатам предложат ввести уголовную за перевозку, приобретение, реализацию, хранение и переработку муки без документа, подтверждающего законность происхождения зерна, из которого она произведена, или другого продукта – угля, сахара, газа, и по бесконечному списку стратегически важных материалов и продуктов», - подчеркнул Дмитрий Куряченко.

Действие статьи – на примере трагедии одной казахстанской семьи Он рассказал на примере, к чему привело применение статьи 197. Это уголовное дело, которое рассматривал Конституционный суд.

«Гражданин Казахстана Ержан Шамиев с 2014 года осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке бензина по Павлодарской, Карагандинской областям и ВКО. 17 ноября 2020 года в 8:15 в его дом ворвались вооруженные сотрудники службы экономических расследований, заломили руки, повалили его на пол, переворошили весь дом, отобрали у несовершеннолетних дочерей сотовые телефоны, по которым те онлайн сидели на уроках в школе, на их глазах увезли отца, суд поместил под арест, через 5 дней у супруги обнаружили долгожданную беременность замершей», - отметил адвокат. В приговоре суда установлено, что подсудимые в 2018-2020 годах на законных основаниях приобретали бензин у оптовых поставщиков. Далее водители трех ТОО и восьми ИП, включая ИП Шамиев, доставляли бензин по адресам, указанным в сопроводительных накладных, но привлечен к ответственности только ИП Шамиев, и ему вменили в вину транспортировку бензина, более 80% которого осуществляли водители других ИП и других ТОО, которых он даже не знает.

«Такая дискриминация произошла только потому, как заявлял Шамиев, что он – единственный, кто не дал взятку за то, чтобы прекратили это дело. В итоге председатель суда №2 города Павлодар 19 апреля 2022 года приговорил законных собственников бензина и перевозчика Шамиева к 6 и 4 годам по статье 197 лишения свободы за перевозку, реализацию бензина без документов, подтверждающих законность его происхождения, не указав в приговоре, что за документ отсутствовал у осужденных», - подчеркнул Дмитрий Куряченко.

При этом суд постановил уничтожить оригиналы сопроводительных накладных на приобретенные законно нефтепродукты. «То есть то, что говорит Конституционный суд, является именно законностью приобретения, суд постановил эти документы уничтожить. Но не указав, какой документ у них отсутствовал, а также конфисковал у Шамиева в пользу государства 3 автоцистерны и 10 млн тенге, найденных дома. При этом последующие приобретатели не были привлечены к ответственности, потому что если произошла незаконная реализация, значит произошло незаконное приобретение. А почему не привлекают тех, и пока нефтепродукт не закончится, мы можем все общество преступным сделать», - отметил юрист.

С ноября 2020 года Шамиев, находясь под стражей, перестал оплачивать кредит банку, банк выставил имущество на торги, государство перестало получать налоги, дети лишены отца, супруга – мужа, родители – сына.

«Жизнь семьи сломана, и все потому, что нет документа, которого никогда не существовало в природе. Вы нигде не найдете в природе, что за такой документ, подтверждающий законность происхождения.И ни в одном приговоре вы не увидите, что отсутствовало у осужденных, какой документ – суд не может доказать, потому что его нет в природе. Я делал запрос в министерство энергетики. Такие документы вообще утверждались? Нет, таких документов не существует, у них нет таких полномочий такие документы утверждать», - резюмировал он.

Генпрокуратура не против отмены 197 статьи УК РК Старший помощник Генерального прокурора Руслан Токтагулов в ходе круглого стола подчеркнул, что надзорный орган в целом не возражает по вопросу полного исключения статьи 197 УК – то есть декриминализации этой нормы.

«Конституционный принцип определенности закона требует, чтобы нормы права были четкими, понятными и предсказуемыми для граждан и правоприменителей. Если законодатель использует термин, который не имеет такого определения и не является общественно известным в правовой практике – то это может привести к неопределенности при его применении. В таком случае правоприменитель может толковать это по-разному, что создает условия для произвольности», - отметил помощник Генпрокурора.

Более того, даже устоявшаяся практика признания договоров, сопроводительных накладных, счет-фактур и других подобных документов как документов, подтверждающих законность подтверждения нефти и нефтепродуктов, не гарантирует того, что их наличия будет достаточно для правоприменителей, чтобы не усматривать наличия состава уголовного правонарушения.

«Я, конечно, понимаю, почему Конституционный Суд вынес формулировку, что соответствует Конституции. В самом начале нормативного постановления они писали, в связи с чем была криминализирована эта статья, что незаконный оборот нефтепродуктов без документов, представляет экономическую опасность государства. Наша позиция, что есть правовая неопределенность с термином. Документ, подтверждающий законность происхождения нефти и нефтепродуктов, создает условия для нарушения прав граждан.

Поэтому мы больше склоняемся к тому, что эту статью нужно исключать», - подчеркнул Руслан Токтагулов.

Но он уточнил, что это – предварительная позиция Генпрокуратуры.

Представитель Верховного суда подчеркнул, что в этом вопросе обязательно нужно выслушать мнение представителей Агентства финансового мониторинга и министерства энергетики.

Как пояснили юристы, в Казахстане из-за наличия 197 статьи УК прошло около 500 уголовных дел, в том числе – к ответственности привлекали водителей ИП, которые на законных основаниях занимаются реализацией нефтепродуктов внутри страны. При этом перевозимое ими топливо конфисковывалось в пользу государства. Обсуждения продолжаются.

ПРЕСС-СЛУЖБА ОСДП

Смотрите также:
Депутатские запросы
22.04.2024
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову по вопросам водного канала имени К. Сатпаева
22.04.2024
Наурыз Сайлаубайдың Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ипотекалық бағдарламалар жөнінде жолдаған депутаттық сауалы
13.03.2024
Біздің депутаттық сауал Премьер-Министр О.А.Бектеновке
13.03.2024
Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-министру О.А.Бектенову
31.01.2024
ҚР Оқу-ағарту министрі Ғани Бектайұлы Бейсембаевқа депутаттық сауал
31.01.2024
Депутатский запрос члена фракции ОСДП Ажар Сагандыковой Министру просвещения РК Гани Бейсембаеву
24.01.2024
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРДІҢ БІРІНШІ ОРЫНБАСАРЫ Р. СКЛЯРҒА ДЕПУТАТТЫҚ САУАЛ
17.01.2024
Депутатский запрос А.Рахимжанова Министру труда и социальной защиты населения РК Жакуповой С. К.
27.12.2023
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Министру здравоохранения. Министру труда и социальной защиты