Ужесточить ответственность за образование стихийных свалок предлагает филиал ОСДП

Состояние грунтовых вод под полигонами не вызывает опасение областного департамента экологии. Активисты Карагандинского областного филиала ОСДП провели расследование для выяснения причин образования стихийных свалок мусора, влияния разложения отходов на окружающую среду, а также соблюдение Экологического кодекса в регионе

В ходе рейдов по выявлению стихийных свалок мусора на территории городских земель, а также в пределах области, партийцы фиксировали ситуационные очаги возникновения свалок мусора в черте города Караганды, обращались в местные исполнительные органы и государственные жилищно-коммунальные службы (ТОО «Горкомтранс») для решения данной проблемы.

Кроме того, был направлен запрос в департамент по экологии Карагандинской области по наличию и составу грунтовых вод под полигонами города Караганды.

От чиновников был получен ответ, что в городе имеется два полигона ТБО: ТОО «ГорКомТранс г. Караганды» и ТОО «Караганда-Ресайклинг».

Первый размещен в отработанном карьере на поле шахты им. Т. Кузембаева. Имеется разрешение на эмиссии в окружающую среду для объектов I, II и III категорий №: KZ63VCZ00662931 от 11.09.2020 г., сроком действия с 2020 по 2024 годы.

«В непосредственной близости от района размещения объекта исторические памятники, археологические ценности, а также особо охраняемые и ценные природные комплексы (заповедники, заказники, памятники природы) отсутствуют. Ближайшее жилье поселок Узенка расположен в двух километрах на север от полигона», - говорится в письме госоргана.

Озеро Центрального парка находится на расстоянии 10,5 км, Федоровское водохранилище - на расстоянии 10,5 км, река Нура - 31,7 км. Влияние на поверхностные водные источники отсутствует. «Уровни грунтовых вод на глубинах от 1,6 до 5,7 м, мощность отложений колеблется от 0,9 до 7,2 м, чаще 1,8- 4,3 м. Обводненность отложений незначительная. Установлена контрольная скважина для отбора проб грунтовой воды, на которые отсутствует влияние фильтра с зоны хранения. Ниже зоны хранения расположены две скважины для отбора проб воды, учитывающих влияние зоны хранения», - сообщили в департаменте.

Скважины пробурены до уровня грунтовых вод, затем в них опускаются стальные перфорированные трубы диаметром 108 мм. Труба выведена на 0,5 м выше отметки земли и закрыта на замок. «Согласно предоставленным отчетам производственного экологического контроля, каких-либо негативных воздействий на грунтовые и подземные воды не происходили», - констатировали в ведомстве.

Второй полигон ТБО, ТОО «Караганда-Ресайклинг», расположен в районе Алихана Бокейхана, по ул. Старогородская, 44 (район завода им. Пархоменко).

«Имеется Экологическое Разрешение на воздействие для объектов I категории № KZ65VCZ03166174 от 29.12.2022 г., сроком действия с 2022 года по 2032 года», - уточнили в ведомстве.

По согласованию с гидрологической службой, местными органами санэпиднадзора и охраны природы, а также согласно требованиям ГУ МТД «Центрказнедра» для контроля за состоянием подземных вод, на полигоне имеются две наблюдательные скважины в санитарной зоне полигона.

«В 2012 году были пробурены скважины для мониторинга подземных вод. В ходе исследований выявлено, что скважины глубиной 25 м оказались безводными. В связи с чем, мониторинг подземных вод не проводится», - пояснили чиновники.

Они привели п.10 ст. 350 Экологического Кодекса РК, в соответствии с которым «Вновь строящиеся полигоны твердых бытовых отходов должны быть снабжены противофильтрационным экраном. Требования к проектированию и строительству противофильтрационных экранов устанавливаются государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства и обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями независимо от организационно-правовой формы».

Противофильтрационный экран требуется для исключения проникновения загрязняющих веществ в недра и подземные воды.

«Однако вышеуказанные полигоны были ведены в эксплуатацию до вступления в силу нового Экологического Кодекса РК, в связи с чем требования п.10 ст.350 ЭК РК., не являлись обязательным требованием ЭК РК от 9 января 2007 года», - утонили в департаменте.

Согласно п.8 ст.418 ЭК РК «Разрешения на эмиссии в окружающую среду, нормативы эмиссий, полученные года операторами, осуществляющими деятельность на объектах, отнесенных с 1 июля 2021 года к объектам I или II категории, действуют до истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения экологического разрешения в соответствии с настоящим Кодексом».

Согласно п.2 ст.418 ЭК РК «Положительные заключения государственной экологической экспертизы или комплексной вневедомственной экспертизы, выданные до 1 июля 2021 года, сохраняют свою силу в течение срока их действия. В отношении проектов намечаемой деятельности, по которым имеются действующие положительные заключения государственной экологической экспертизы или комплексной вневедомственной экспертизы, выданные до 1 июля 2021 года, проведение оценки воздействия на окружающую среду или скрининга воздействий намечаемой деятельности в соответствии с положениями настоящего Кодекса не требуется».

КОФ ОСДП проводит свою работу в части мониторинга и контроля ситуации с вывозом ТБО, сортировкой отходов и её дальнейшем захоронением, отслеживает ситуацию по штрафам за выброс мусора в неположенном месте в правовом законодательном поле. Мы убеждены, что есть только один выход из «мусорного кризиса» - создание завершённой системы управления отходами, отвечающей требованиям концепции цикличной экономики, на примере лучших мировых практик.

Мы обращаемся к министерству экологии, геологии и природных ресурсов и правительству РК, а также парламенту с предложением ужесточения законодательства в отношении организаторов несанкционированных, стихийных свалок и ответственности за пожары на мусорных полигонах. Сохраняя бережное отношение к природе, необходимо воспитывать экологическую грамотность, наряду с патриотизмом и любовью к Родине уже с дошкольного возраста.

ОСДП за чистую экологию Казахстана и бережное отношение к природе нашей страны.

Смотрите также:
Депутатские запросы
19.06.2024
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС А.САГАНДЫКОВОЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ РК БЕКТЕНОВУ О.А.
12.06.2024
Сайлаубай Н. Қазақстан Республикасының Оқу-ағарту министрі Бейсембаев Ғани Бектайұлына депутаттық сауал
29.05.2024
Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-Министру Республики Казахстан Бектенову О.А.
22.05.2024
Су айдындарында браконьерлікке қарсы күрестің проблемалық мәселелеріне қатысты өзінің депутаттық сауал
22.05.2024
Депутатский запрос касательно проблемных вопросов борьбы с браконьерством на водоемах
15.05.2024
Депутатский запрос А.Рахимжанова Заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан Дуйсеновой Тамаре
02.05.2024
Н.Сайлаубайдың Ауыл шаруашылығы министрі Айдарбек Сапаровқа, Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ауыл шаруашылығы техникасы бағасының өсуіне қатысты жолдаған депутаттық сауал
22.04.2024
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову по вопросам водного канала имени К. Сатпаева
22.04.2024
Наурыз Сайлаубайдың Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ипотекалық бағдарламалар жөнінде жолдаған депутаттық сауалы