«Законотворчество «до востребования»: как маркируется обувь в СКО сегодня»

Предыстория

1 ноября 2021 года постановлением Правительства в Казахстане была внедрена обязательная маркировка и прослеживаемость обувных товаров – это система, которая регистрирует информацию о каждом товаре, который поступает в страну и прослеживает его через уникальный дата-матрикс код, демонстрируя весь путь товара от производителя/импортера до конечного потребителя. Задача системы маркировки и прослеживаемости – сделать товарооборот в Казахстане прозрачным. Хорошая идея вроде?! Не так ли?! По официальным данным, доля теневого оборота обуви в Казахстане составляет 48%, то есть каждая вторая пара обуви ввезена в страну нелегально. Большой поток поступает из Китая, и, если опираться на таможенную статистику, расхождения в данных обнажают всю полноту картины: китайская таможенная служба в 2021 году зафиксировала экспорт в РК на сумму, превышающую казахстанские данные более чем в 2 раза, и это почти $780 млн. что же дальше? За уже более 1,5 года со времени введения обязательной маркировки обувных товаров в РК, по состоянию на 1 марта 2023 года в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров зарегистрировано более 2,8 тыс. участников оборота товаров (в том числе 115 производителей, 774 импортеров и 1602 розницы, 341 оптовых реализаторов), в каталоге товаров зарегистрировано более 1 226 725 карточек товара. Все это свидетельствует о высокой динамике участия бизнеса в проекте маркировки обувных товаров?! Вроде бы «ДА», но… 1) По постановлению Правительства РК Единым оператором маркировки в Казахстане назначен АО «Казахтелеком» (ДК - ТОО «Центр развития цифровой экономики»). От этой ситауции уже начинает триггерить повсеместно! Уж больно нехороший опыт предыдущих ОПЕРАТОРОВ всплывает в памяти населения. Координирующим процесс цифровой маркировки государственным органом в стране является Министерство торговли и интеграции. Единый оператор отвечает за вычислительную инфраструктуру, обеспечивает генерацию и эмиссию двумерного кода Data Matrix, который наносится на каждую единицу товара, обеспечивает хранение, обработку данных, работоспособность системы маркировки. 2) Одним из главных аргументов введения этой маркировки была борьба с контрафактом. Получается, что функцию государственного контролирующего органа - таможни, находящейся в ведомстве Министерства финансов, перекладывают на предпринимателя. Почему? Зачем? Разве так проще? Как говорят эксперты в данной области: «Маркировка не отменит действующую схему распространения контрафакта. Она лишь увеличит стоимость легальной продукции, а серые товары будут еще более привлекательными по цене". Тогда для чего ввели эту дорогую в обслуживании и сложную в исполнении маркировку контрольно-идентификационными знаками?

Полезная цель закона.

"Для государства плюсы маркировки заключаются в снижении доли теневого рынка за счет "обеления", увеличении налоговых поступлений и платежей в бюджет, снижении доли контрафакта и контрабанды товаров. Хорошо, согласны! Для бизнеса - создание равных конкурентных условий для всех участников рынка, развитие отечественного производства обувной отрасли. Вот тут большие сомнения, так как отечественные производители не закрывают и 20% от потребности в обуви в республике, да к тому же многие составные части обуви импортного производства. Не убедили! Для потребителей - защита прав и удовлетворение их потребностей (получение достоверной информации о приобретаемых товарах, приобретение качественной продукции). Разве кто-то пытается нас обмануть?! Если только продавая фейковую обувь выдавая её за БРЕНДовую. А какой процент населения может себе позволить эту БРЕНДовую обувь по фулл-прайсу?! Ответ: практически никто, мизер! Мы все давным-давно обуты, одеты и так далее в различного рода «ABIBAS» и нисколечки этого не стесняемся! Минусы - повышение налоговых и таможенных выплат, внедрение новых бизнес-процессов и дополнительные затраты бизнеса". И вот тут то зарыта ПРАВДА! В конце концов, за все «манипуляции» наших законотворцев будет платить обычный покупатель/гражданин РК. И это в пору повсеместного Мирового кризиса, катаклизмов различного рода, военных конфликтов, хоть и косвенно , но влияющих на нашу страну, соответствующим стремительным ухудшением финансового состояния населения страны, ярче всего выраженного текущим уровнем инфляции?! Серьезно?! В чём польза? Мы её не видим совершенно! Такой закон нам не нужен! Однозначно!

Павлов Александр, СКО.

Смотрите также:
Депутатские запросы
22.04.2024
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову по вопросам водного канала имени К. Сатпаева
22.04.2024
Наурыз Сайлаубайдың Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ипотекалық бағдарламалар жөнінде жолдаған депутаттық сауалы
13.03.2024
Біздің депутаттық сауал Премьер-Министр О.А.Бектеновке
13.03.2024
Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-министру О.А.Бектенову
31.01.2024
ҚР Оқу-ағарту министрі Ғани Бектайұлы Бейсембаевқа депутаттық сауал
31.01.2024
Депутатский запрос члена фракции ОСДП Ажар Сагандыковой Министру просвещения РК Гани Бейсембаеву
24.01.2024
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРДІҢ БІРІНШІ ОРЫНБАСАРЫ Р. СКЛЯРҒА ДЕПУТАТТЫҚ САУАЛ
17.01.2024
Депутатский запрос А.Рахимжанова Министру труда и социальной защиты населения РК Жакуповой С. К.
27.12.2023
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Министру здравоохранения. Министру труда и социальной защиты