Новости

Поделиться



«Согласно оценке Global Right to Information Rating (RTI), закон РК «О доступе к информации» не соответствует международным стандартам и базовым принципам в сфере свободы информации. Составители индекса оценили качество закона в 61 балл из 150 возможных. В общем рейтинге из 123 стран, где приняты аналогичные законы, Казахстан занимает 109 место. Таким образом, Казахстан попал в топ-15 стран с худшими законами о доступе к информации», — говорится в документе. Не уходя далеко от темы, хочу рассказать лишь об отдельных примерах того, как нарушаются наши права на доступ к информации и к каким последствиям это приводит.

Немного истории.

Сквер «Денсаулык» в центре Павлодара был благоустроен в 2012 году в преддверии IX Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России. Здесь провели освещение, постелили брусчатку, установили урны, дорогие скамейки, высадили новые саженцы хвойных деревьев, а перед входом открыли огромный бронзовый памятник ученым Шокану Уалиханову и Григорию Потанину. Реконструкция тогда обошлась казне более чем в 111 миллионов тенге.

Дальше все было уже не так радужно. Как выяснилось, городские власти всего за 1 миллион тенге продали на торгах 35 соток в этом сквере. Под строительство банка предоставлена территория площадью 0,35 га. Общественность, конечно же, была возмущена произошедшим и начала активную работу по предотвращению сноса зеленых насаждений, тротуаров, освещения и других элементов благоустройства.

В ходе переписки выяснилось, что решение, принятое акиматом о сносе значительной части зеленых насаждений, было принято с нарушением требований Орхусской конвенции и казахстанского экологического законодательства.

К сожалению, от адресатов, которым были направлены письма, конкретных ответов не получено. В основном поступали отписки и ссылки на подзаконные акты, стоящие ниже ратифицированного международного акта и Экологического кодекса РК, либо наблюдалось полное игнорирование.

Таков лишь один пример из тех, коим, как говорится, «несть числа». Трудности доступа к информации также связаны с разобщенностью различных государственных структур, невозможностью для общественности разобраться, в какой структуре какая информация находится и как ее можно получить.

Каждый государственный орган сейчас имеет свой сайт, блог руководителя, созданы ватсап чаты, аккаунты в социальных сетях, но все кто работает с получением информации, знают, насколько нелогично и неинформативно создано вышеперечисленное. Человек, не имеющий опыта работы с таким контентом, просто путается в паутине перехода от одного к другому. О какой-либо скорости рассмотрения и принятия решений говорить вообще не приходится…

Если весь мир признает важность оперативного решения проблем и вопросов, для чего в принципе и создан интернет, то у нас, наоборот, в паутине интернета теряются не только обращения, но и усложняется коммуникация между государством и населением.

Всех, кто пытается добиться правды через публикацию постов на своих аккаунтах, приписывают к числу возмутителей общественного спокойствия. Так, у всех на слуху история по недогреву на «втором Павлодаре». Аким города в итоге приехал по жалобе жительницы многоэтажке, но только на пятый день. И вместо того, чтобы разобраться c тем, что же произошло, заявил, что если факт недогрева не подтверждается, то после жалоб граждан акимат будет обращаться в органы, чтобы за ложное сообщение этих людей ждала ответственность!

Такое пренебрежение к общественному мнению вызывает возмущение» Но и также показывает несовершенство законодательства РК, необходимость его доработки и приведения в соответствие с международными пактами многих законодательных актов.

Относительно ответственности государ¬ственных органов и должностных лиц следует обратить внимание, что властные структуры должны иметь не только четкие юридические установки, касающиеся их прав, но осознавать и выполнять обязательства, а также нести ответственность за свои действия. Для достижения этих целей необходимо использовать весь комплекс мер ответственности. При этом институт и культура ответственности тесно взаимосвязаны с принципом верховенства закона, значение которого возрастает с каждым днем.

Повышать ответственность государственных и общественных служащих, должностных лиц за своевременное и правильное разрешение обращений граждан важно и потому, что каждая неудовлетворенная обоснованная жалоба, заявление, просьба, предложение – это, образно говоря, потерянные участники, сторонники преобразования общества, неустраненные недостатки в экономической, духовной, социальных сферах жизни, новые разочаровавшиеся в своей стране, ее законах, ее будущем.

Между тем, при решении проблемы качества предоставляемой информации необходимо учесть, что активность общественности, гражданского общества — это важный шаг, необходимый для улучшения состояния окружающей среды. Но часто бывает так, что люди принимают участие слишком поздно или так и остаются сторонними зрителями. Тогда и становятся возможны такие истории, как строительство здания коммерческого АО «ForteBank» в общественном парке «Денсаулык». Поистине, в наше время владеть информацией означает знать свое право и владеть самыми эффективными методами его защиты. Ну а где незнание и пассивность – там все ровно наоборот…

Ажар Сагандыкова, член Президиума Политсовета ОСДП 

Столичный филиал

siteг. Нур-Султан

site+7 707 527-07-54

siteastana@osdp.kz


Филиалы в регионах

Контакты

г. Нур-Султан, ул. Т. Шевченко 10/1,
офис-3

Будьте в курсе событий

Сделано в IMA - создание и продвижение сайтов