Современный мир, к сожалению, полон негативных вызовов: безработица, закредитованность, семейное неблагополучие, и как результат – низкая социальная ответственность взрослых. Все это напрямую связано с благополучием и безопасностью наших детей.
Ежедневно в новостных лентах мы читаем о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию. Первоочередная задача в момент экстремальной ситуации – разместить детей в безопасном месте и обеспечить их всем необходимым, начиная от средств личной гигиены, и заканчивая возможностью получать образование. Ведь зачастую, оказавшись на улице и потеряв крышу над головой, дети вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, что может привести их на путь преступности.
В ходе рабочих поездок по Казахстану в составе депутатской группы я знакомилась с работой так называемых Центров поддержки детей, где находятся юные граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию в возрасте от 3 до 18 лет.
Центры оказывают специальные социальные услуги детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, с предоставлением временного пребывания и дальнейшего жизнеустройства, а также предоставление информационных, консультационных, посреднических услуг.
Системные проблемы Центра связаны с несовершенством законодательства в части отсутствия лимитов кадрового обеспечения, натуральных норм на финансовое обеспечение по другим предметам вещевого довольствия (аксессуары для девочек, мальчиков, гигиенические товары и т.д.), канцелярскими принадлежностями и другими средствами, необходимыми для получения обязательного среднего образования на одного несовершеннолетнего и нормы отпуска медикаментов на одного ребенка в день с учетом краткосрочного пребывания несовершеннолетних в Центре. Эти вопросы могут касаться также нахождения в Центре детей с различными хроническими, психологическими и другими заболеваниями.
К каждому несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, необходим индивидуальный подход. Отсутствует механизм планирования и регулирования с учетом категории детей, поступающих в Центр, а также сроки их пребывания.
В результате несовершенства законодательства приводит к нарушению принципов государственной политики в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, а именно индивидуальному подходу к каждому несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, научной обоснованности и системности, предусмотренных статьей 3 Закона РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности».
Государственными органами в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних не реализована основная задача – обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
Хочу отметить, что в большинстве случаев в этих учреждениях работают неравнодушные, ответственные люди, относящиеся к своим воспитанникам, как к родным детям. При этом, как мне удалось выяснить, зарплаты сотрудников этих учреждений существенно разнятся с зарплатами их коллег по сфере образования.
Например, оклад воспитателя составляет 157 тыс. тенге, а педагога психолога – 150 тыс. А ведь сотрудники Центров выполняют огромную работу по воспитанию детей, оказавшихся в трудной ситуации, фактически заменяют им родителей.
Поэтому мы требуем: 1) провести ревизию законодательных актов и разработать стратегию в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних; 2) разработать механизм планирования и регулирования с учетом категории детей, поступающих в Центр, а также сроки их пребывания; 3) пересмотреть оклады и поощрений-категорий работников Центров поддержки детей.
С уважением, депутаты фракции ОСДП