ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС А.САГАНДЫКОВОЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ РК БЕКТЕНОВУ О.А.

В современных условиях охрана окружающей среды становится не просто важнейшим, но неотъемлемым условием любой эколого-значимой хозяйственной деятельности, то есть экономическое развитие должно быть экологически безопасным.

Эмиссии в окружающую среду - это выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, вредные физические воздействия и т.д. С 2022 г. статьей 127 в Экологического кодекса вместо понятия платы за эмиссию вводится - «плата за негативное воздействие на окружающую среду».

Налоговый кодекс определяет плательщиков и ставки платы. И все эти полученные средства 100% должны быть использованы для решения экологических проблем. Но что мы видим в реальности.

С февраля текущего года фракция ОСДП пытается разобраться сколько получают и сколько расходуют на местах средства, поступающие от данного вида плат.

По первым данным, полученных с регионов за три последние года пополнение бюджета страны от плат за негативное воздействие на окружающую среду составил чуть меньше 60-ти триллионов тенге. И, если бы это были реальные цифры - мы могли бы спокойно покрывать бюджет всей страны, да еще с хорошим запасом, с учетом всех требований инклюзивного сообщества.

Мы решили с уполномоченным органом все-таки разобраться, что происходит на местах, откуда взяты такие «баснословные» цифры.

Разгребать «авдиевы конюшни» пришлось нелегко.

Мы выяснили, что исполнители на местах достаточно халатно относятся к учетам и статистике данных по платам. В разных источниках дают разные данные. В некоторых случаях они просто вписывали цифры, без формата данных указанных в графах отчета. Вместо тысяч вписывали сотни, вместо миллионов тысячи и т.д.

Параллельно мы изучили и планы мероприятий по охране окружающей среды, которые разрабатываются на трехлетнюю перспективу исходя из Типового перечня мероприятий (Приложение 4, Экологического кодекса РК). Здесь хочется сразу отметить: несмотря на то, что сам Экологический кодекс вступил в силу с января 2022 года, правила были утверждены в 2021 году, действую сейчас, и соответствуют требованиям уже утратившего силу экологического кодекса.

После ознакомления с планами сразу возникло несколько вопросов, например, почему из средств, полученных от плат в Актюбинской области проводят капитальный и средний ремонт дорог, вместо использования по прямому назначению?

В Мангистауской области существует множество экологических проблем. Опустынивание территорий. Обмеление Каспийского моря. Загрязнение почвы, воды и воздуха местными нефтяными компаниями. Бесхозные химические отходы и запыление территорий из-за деятельности карьеров. Получено почти два миллиарда плат. А потрачено всего 270 миллионов, т.е. чуть больше четверти.

В Акмолинской области. Слабая развитая инфраструктура управления отходами. Загрязнения атмосферного воздуха Щучинско-Боровской курортной зоны. Не решена проблема завода в Степногорске, где был накоплен большой объем хвостов производства из-за балансовых урановых руд. И из полученных четырех с половиной миллиардов освоено меньше четверти. Область Абай. Не буду перечислять проблемы. Прошлый год наглядно и трагично их обнажил нам. Но при этом из почти семи миллиардов освоено лишь 93 миллиона. Все эти данные получены в официальных ответах от госорганов. И перечислять мягко сказать не стыковки можно долго, нудно и печально. Мы требуем ответа на вопрос: куда ушли неосвоенные средства, не пошли ли они в чей-то карман, или строительство очередной дачи на Кипре? Хочу напомнить, что сейчас 100%, экологических платежей остаются в регионах, а правительство планирует оставлять в местных бюджетах еще и экологические штрафы. Кто даст гарантию об их целевом использовании?

Наглядным примером безнаказанности является ситуация во время паводков, ни один Аким не уволен и не был наказан. И очень печально то что, во время паводков по данным АФМ из бюджета было украден 1 миллиард тенге.

Учитывая негативную сложившуюся ситуацию фракция ОДСП требует:

  1. в срочном порядке пересмотреть правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды и составить их в соответствии с действующим Экологическим кодексом и Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан;
  2. ужесточит ответственность Акимов всех уровней за эффективное использование плат за негативное воздействие на окружающую среду;
  3. обязать местные исполнительные органы ежегодно отчитываться перед депутатами Мажилиса за использование плат за негативное воздействие на окружающую среду.

Депутаты фракции Общенациональной социал-демократической партии