Премьер-министру Республики Казахстан Смаилову А.А.
Уважаемый Алихан Асханович!
Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана 1 сентября 2022 года отметил, что была проведена оценка эффективности всех специальных экономических зон (СЭЗ), и поручил правительству перейти к принципиально другой политике их развития.
Изначально они создавались для ускоренного развития современных высокопроизводительных производств, внедрения новых технологий в отраслях экономики. Но давайте посмотрим, что происходит реально?
Агентством по защите и развитию конкуренции РК был проведён анализ деятельности социально-предпринимательских корпораций (СПК) во всех 20-ти регионах, который показал, что в большинстве регионов на территории СЭЗ размещены коммерческие проекты – автомойки, рестораны, бани, АЗС, коттеджные городки. Хотя, напомним, они создавались прежде всего для создания инновационных проектов.
За последние пять лет только в СПК «Астана» 70% участков выделено именно под строительство жилья и нежилых помещений.
Участки предоставляются вне конкурсных процедур, без каких-либо критериев приятия решений, при непосредственном обращении предпринимателей в СПК или акимат. Между тем, данная практика противоречит Земельному и Предпринимательскому кодексу, запрещающему внеконкурсное выделение участков через СПК для реализации проекта, не являющихся инвестиционным (производство товара) или инновационным (создание нового продукта).
При этом, несмотря на безвозмездное получение земельных участков и освобождение от налоговых и таможенных сборов, застройщики реализуют жилье по текущим рыночным ценам. Государство, в свою очередь, не выставляет застройщикам каких-либо встречных обязательств, хотя только за 2011-2020 годы они получили льгот на сумму 215 млрд тенге.
Ввиду отсутствия конкурса СПК произвольно определяют стоимость участка и сумму возмещения государству. Из-за отсутствия контроля за деятельностью СПК эти используются не по назначению.
Удивляет также то, что два крупнейших застройщика столицы не относятся к числу монополистов. Антимонопольное ведомство установило, что доля BI Group и BAZIS на рынке не превышает 35%. Это происходит по двум причинам: первое – большая часть рынка долевого строительства работает в тени. Из-за сложившейся практики антимонопольные органы проверяют лишь объекты, на которые акиматами дано разрешение. Но фактически построенных объектов втрое больше, чем по документам.
Второе – застройщики часто продают свои квартиры через подставные частные компании, и доказать их аффилированность не всегда возможно.
Поэтому пока этот рынок не будет оцифрован, меры антимонопольного контроля практически невозможны.
С учетом изложенного предлагаем отменить внеконкурсный порядок предоставления земельных участков, в том числе через СЭЗ, за исключением производственных проектов, и регламентацию деятельности СПК в части выделения участков.
И это лишь одна часть проблем функционирования СЭЗ.
По экспертным оценкам, несмотря на затраченные усилия и средства, на сегодня далеко не все СЭЗ работают в должном режиме, и они не стали драйверами экономического и технологического развития страны, как планировалось при их создании.
Поэтому считаем необходимым провести мониторинг выполнения условий договоров об осуществлении деятельности СЭЗ и договоров об осуществлении непрофильной деятельности на территории специальных экономических зон, и ответить на ряд вопросов (на каждый из них просим предоставить полную информацию по каждой СЭЗ):
- Сколько средств было выделено на создание специальных экономических зон с момента их создания? Каков экономический выхлоп на каждый потраченный тенге?
- Сколько налогов они оплачивают ежегодно, по годам?
- Какие льготы предоставляются на территории данных зон? Каков эффект от предоставляемых на территории СЭЗ налоговых льгот?
- Какова сумма содержания аппарата СЭЗ?
- Какие инновационные проекты созданы на территории специальных экономических зон, какие территории они занимают? Сколько рабочих мест было создано с их помощью?
Ответ о позиции Правительства по озвученным вопросам просим дать в установленном порядке.
Депутаты Мажилиса Парламента РК,
члены фракции ОСДП