Почему в школах не ведется полноценной работы по выявлению и подготовке талантливых детей
В этом году впервые казахстанские школьники завершают учебный год не 25, а 31 мая. Сегодня в ходе заседания правительства Министр просвещения Гани Бейсембаев подчеркнул, что новшеством этого года стало продление учебного года в стране с 34 до 36 недель.
Среди обоснований такого решения значится соответствие продолжительности учебной недели стандартам Организации экономического сотрудничества и развития. Министр подчеркнул, что в соответствии с мировым опытом, в странах ОЭСР учебный год составляет 40 недель. В связи с этим, в летние каникулы школьники из стран мира отдыхают всего 77 дней, а казахстанские дети – 13 недель, или 90 дней.
«Я считаю, что в этом вопросе министерство просвещения Казахстана пошло по пути наименьшего сопротивления, просто физически расширив продолжительность учебного года вместо того, чтобы улучшить качество преподавания в школах и повысить эффективность учебного процесса. Не тот международный опыт мы заимствуем», - подчеркнул член Политсовета ОСДП Максут Насибулов.
В первую очередь, ОСДП обращает внимание на то, что успехи на республиканских и международных олимпиадах зачастую демонстрируют ученики одних и тех же школ. Говорит ли это о том, что в них набирают самых талантливых педагогов?
Как известно, подготовка к предметной олимпиаде существенно отличается от стандартной школьной программы. И тех, кто может это делать, в школах действительно немного. К примеру, национальную сборную Казахстана для участия школьников в международных олимпиадах готовит около 30-ти специалистов, но они – не учителя. Как правило, это бывшие призеры международных олимпиад, которые занимаются этим только из порывов патриотизма.
Руководитель научно-практического центра «Дарын» в интервью СМИ говорил, что научить этим подходам казахстанских педагогов невозможно, так как они некомпетентны. Тренинги для учителей по всей стране проводятся на очень слабом уровне.
«Чтобы получить более или менее вменяемые и здравые тренинги, их надо либо за рубежом, либо онлайн проходить, и они, как правило, дорогостоящие. Ни одна организация за них не заплатит», - отметил глава центра.
В таком случае, возникает вопрос – если в Казахстане, по мнению центра «Дарын», нет компетентных школьных педагогов, то о каком качестве образования может идти речь? О каком внедрении в мировое образовательное пространство? Если их нет даже в городах, то что можно говорить о сельских и отдаленных школах?
«По хорошему счету, в олимпиадах в основном принимают участие дети, родители которых могут себе позволить нанять репетиторов и вывозить их для обучения зарубежом. Я предполагаю, что после этого высказывания министерство просвещения будет приводить примеры школьников из простых семей, которые смогли получить высокие результаты на олимпиадах. Но мы, как партия ОСДП, часто бываем в селах, и видим, что правительство витает в облаках, отвернувшись от простых казахстанцев. Я уверен, что в селах можно найти немало талантливых детей, которые смогут вывести нашу страну из кризиса, если эти таланты найти», - подчеркнул Максут Насибулов.
Но для этого работу надо начинать с повышения качества проводимых реформ, оптимизируя учебный процесс, а не прививая в детях компетенцию просиживания за партами только для того, чтобы выполнить норматив министерства. Так, например, в социальных сетях родители пишут, что во многих школах, даже столичных, часть школьников уже сдали учебники и только для видимости целую неделю будут приходить в школу, а учителя сами придумывают различные задания, так как они уже завершили учебную программу.
Нурлан Жабаев, г. Астана