В 2022 году Министерство просвещения заявило, что 70% грантов в колледжах до 2025 года будут выдаваться на технические профессии.
Как на практике должен формироваться данный государственный заказ?
В НПП «Атамекен» должны поступать заявки от работодателей на количество необходимых специалистов по профильным специальностям, а затем палата формирует государственный заказ на специалистов и передает его в Управление образования региона. В дальнейшем бюджет выделяет финансирование на обучение специалистов.
Но на практике такая схема не работает.
Казахстанские колледжи при формировании государственного заказа опираются не на потребности рынка труда, а на желание детей обучаться тем или иным профессиям. После введения подушевого финансирования чем больше студентов учится в учреждении образования, тем больший объем средств оно получит.
Например, в НПП «Атамекен» направлены заявки от работодателей АО «Казахтелеком», АО «Транстелеком», АО «АлмаТВ» о необходимости кадров по специальности «Радиотехника, электроника, телекоммуникации», но зная об этом, колледжи закрывают данную специальность, так как студенты не желают по ней учиться.
Гранты предоставляются на такие профессии, как «Бухгалтерский учет и аудит», «Пожарная безопасность», «Защита в чрезвычайных ситуациях», хотя на работу в качестве техников-спасателей принимают не более 5-10 человек в год.
Это не только неэффективная растрата бюджетных средств и неграмотное распоряжение человеческими ресурсами, но и нарастание социальной напряженности в будущем, ведь данные студенты в дальнейшем не будут трудоустроены.
Наиболее ярким примером отсутствия баланса на образовательном рынке является ситуация в г.Сарани Карагандинской области. В 2025 году там открывается завод по сборке бытовой техники, а у НПП «Атамекен» нет уверенности в том, что колледжи выпустят техников-электронщиков по сборке электроники в достаточном количестве. Теперь они намерены открывать дополнительные курсы для обучения работников.
Расул Токсамбаев, г.Караганды