В Казахстане оформили кредит на покойника. Вопиющий случай произошёл в июне 2023 года, и злоумышленников не удалось найти по сей день. Об этом членам ОСДП рассказали родственники покойного, пожаловавшись на бездействие следствия. Партия подключилась к решению этой проблемы.
Интернет-мошенничество накрыло Казахстан настоящей волной. ОСДП намерены помочь казахстанцам бороться с этим явлением.
В офис Алматинского областного филиала партии обратилась группа граждан, пострадавших в разное время от мошенников. В их числе и родные усопшего человека, на которого оформили кредит. Люди, ставшие жертвами мошенников, объединились в группы и ищут помощи всюду, так как многие уже отчаялись найти справедливость в правоохранительных органах.
Филиал ОСДП в начале сентября провёл первую встречу с пострадавшими. На неё явилось много людей, каждый из которых в разное время столкнулся с мошенниками и до сих пор пытается добиться правосудия. У некоторых на это ушло уже более трёх лет.
«В ходе встречи мы ознакомились с проблемой детально и ужаснулись её масштабу — более 3 000 пострадавших по всему Казахстану! Совместно с юридическим отделом партии наш филиал наметил стратегию действий. Были отправлены соответствующие запросы и приглашения в структурные организации. В первую очередь были приглашены представители департамента полиции, прокуратуры, Агентства финансового мониторинга, а также представители банков», - рассказал член ОСДП Жарылкасын Ахаев.
На 20 сентября была назначена очередная встреча по этой проблеме, но далеко не все приглашённые и даже подтвердившие официально своё участие, на неё пришли.
«Надзорный орган, призванный отстаивать интересы граждан, — прокуратура — вновь оставил наше письмо без внимания. Представитель департамента полиции в лице Кетпенбаева Болата Кенесбековича, зам. начальника следственного управления, прибыл на встречу, и продуктивно удалось посотрудничать. Пострадавшие получили возможность наконец достучаться до органов. Болат Кенесбекович непосредственно на встрече в офисе партии принял все обращения и пообещал содействовать в решении их проблем. В частности, он обязался повлиять на сотрудников, которые ведут дела граждан и игнорируют их запросы, звонки и обращения. Люди дошли уже до всех начальников, сменили по 5 следователей, но до сих пор не могут добиться правды», - подчеркнул Ахаев.
Удалось начать диалог и с представителем Forte Bank, но пока его сложно назвать продуктивным. Главный вопрос касался правил идентификации личности при выдаче кредита и передачи персональных данных клиентов третьим лицам, но ничего вразумительного на этот вопрос партийцам не ответили.
«По словам работника банка, данные передаются лишь Первому кредитному бюро и ГЦВП, но, по нашему мнению, утечка данных из банков очевидна, так как программы хранения данных не проходят достаточной сертификации — это упущение со стороны государства. Относительно идентификации личности было также много вопросов. Главный из них — как на умершего человека, у которого на фото видно, что ему пальцами поднимают веки, банк мог выдать кредит?! Этот вопиющий случай шокировал всех, но, увы, он имел место быть. Банк одобрил кредит мертвому человеку. Фото было продемонстрировано на собрании, но комментировать этот факт представитель банка отказался, аргументируя тем, что случай произошёл не в их финансовом учреждении», - продолжил член ОСДП.
До начала второго заседания партийцы сделали не один десяток звонков в прокуратуру, надеясь всё-таки дождаться их на встрече. Но безрезультатно.
«В итоге было принято решение всем составом, включая всех пострадавших, отправиться в областную прокуратуру самостоятельно. Нас встретил дежурный прокурор, который предложил каждому написать заявление, зарегистрированное через канцелярию прокуратуры, и пообещал разобраться... хотя сколько таких обещаний уже было дано людям. В любом случае мы ждём окончания законных сроков рассмотрения обращений и продолжим свою работу», - пообещал Жарылкасын Ахаев.
По инициативе Алматинского областного филиала сейчас идёт масштабная работа во всех регионах – 20 филиалов ОСДП собирают обращения граждан по всей стране.
«Мы намерены придать этой проблеме самую широкую огласку! Но главная задача — донести масштаб бедствия до руководства нашего государства. Нужно понимать, как страдает имидж страны, когда граждане настолько уязвимы и не защищены, когда бабушка лишается последних средств и не в состоянии отстаивать свою правду, когда жертва расследует преступление быстрее, чем целый отдел правоохранительных органов», - резюмировал член ОСДП.
Усугубляет проблему тот факт, что схемы мошенников становятся всё более изощрёнными и распространёнными. Ежегодно тысячи граждан становятся жертвами аферистов, выдающих себя за представителей крупных компаний, банков и даже портала госуслуг eGov.
Чаще всего на «удочку» мошенников попадают доверчивые пенсионеры либо граждане, недостаточно подкованные в сфере IT-технологий.
Александра Огай