Кто и как проводит госзакупки в селах?

На сегодняшний день аппараты акимов сельских округов освобождены от госфункций по предоставлению государственных услуг, передавших в госкорпорацию. Получить государственные услуги жители сел могут как в онлайн режиме, через портал электронных услуг Egov, мобильное приложение и в оффлайн режиме, обратившись в ЦОНы в районных центрах.

Так же сельские акиматы не занимаются хозяйственной деятельностью, так как эти услуги переданы в конкурентную среду через государственные закупки.

Сегодня акиматы являются просто организаторами государственных закупок по содержанию дорог, освещению, благоустройтсву села и не более. Такими же организаторами государственных закупок в государственных учреждениях являются бухгалтерии. Где штатная численность 2-3 работника и они проводят все государственные закупки способом как ценовых предложений, так и открытых конкурсов.

К примеру, сельский округ находится в 200 километрах от районного центра. Там акиматом села в конце года производится закуп по зимнему содержанию дорог на сумму 1 миллион тенге. Данные закупки с большей вероятностью не разыграются так как на селе нет конкуренции, а для предпринимателей с областного или районного центра это сумма не значительна. Что происходит дальше? А дальше акиматы через свои аффилированые лица выигрывают данные закупки с уменьшением суммы в 700 тясяч тенге, а также для полного освоения бюджетных средств, зная, что поставщик не приедет и не окажет услугу все равно идут на такой шаг, как заключение дополнительного соглашения на оставшуюся сумму в размере 300 тысяч тенге и производят полную оплату до конца декабря месяца. И с чистой совестью докладывают в вышестоящий акимат и отдел финансов о полном освоении бюджетных средств.

А сами в это время договориваются с местным крестьянином имеющий свой старый трактор, который за несколько десятков литров дизтоплива постарается расчистить дороги села. Здесь возникает вопрос для чего нужен полный штат аппарата акима и сам акимат? Если жители села и сами могут справляться со своими проблемами. И это всего лишь один пример, а сколько таких закупок прошли, которых не ощутили на себе жители села.

Следовательно акиматы занимаются формализмом и не понятным сводом отчетностей для вышестоящих акиматов и структурных отделов. Никакого толку от таких нерадивых чиновников для сельчан нет, в аппаратах акимов сохраняется невысокий кадровый потенциал, которые безинициативы годами просиживают в своих кабинетах из-за которой проявляется низкий уровень доверия сельчан к акиматам.

Поэтому считаю необходимо провести оптимизацию по сокращению аппаратов акимов сельских округов, реорганизовать акиматы в казенно коммунальные предприятия для того чтобы они не гнались за статистикой по освоению бюджетных средств, а самостоятельно могли заниматься хозяйственной деятельностью в своих селах на балансах имели спецтехники (камазы, погрузчики, асенизаторские машины и другие) в штатах имели (трактористов, сварщиков, электриков и т.д.) это еще и рабочие места для сельчан, если провести грамотную оптимизацию акиматов сел, то можно было бы четко решать проблемы самих сел, а также вопросы по занятости сельчан.

Серик Жолдаспаев, Руководитель аппарата Павлодарского областного филиала ОСДП

Смотрите также: