ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Алихан Асханович!
Уважаемый Берик Ногаевич!
Поводом для моего депутатского запроса является нехватка полувагонов для обеспечения казахстанцев коммунально-бытовым углем.
Только по данным компаний-недропользователей из Карагандинской области, ТОО «Разрез Кузнецкий» и ТОО «Sat Komir», для перевозки угля выделяется лишь 22% полувагонов от фактической потребности. Это препятствует оперативному и качественному снабжению казахстанцев социальным видом топлива.
По нашим сведениям, в Казахстане лишь два крупных оператора подвижного парка: АО «Қазтеміртранс» и ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки», которые являются дочерними компаниями национального железнодорожного перевозчика – АО «Қазақстан темір жолы» (КТЖ).
На балансе АО «Казтемиртранс» находится около 40 тысяч грузовых вагонов.
Каждую осень в регионах наблюдается ажиотажный спрос на уголь, акиматам регионов приходится в ручном режиме регулировать поставки угля.
Основные планы на перевозку по территории РК утверждаются с корректировкой 50%, но и этот объем «Казтемиртранс» не обеспечивает. Так, за первое полугодие 2023 года подано на согласование 2200, но утверждено 1140 полувагона. Фактически подано и отгружено 203 полувагона, или 22,5% от потребности.
Причины перебоев с углём связаны с несвоевременной поставкой вагонов на разрезы и отставанием от графика отгрузки для граждан страны. Уже несколько лет мы всей страной наблюдаем почти во всех регионах растущие очереди за углем, порой заканчивающиеся драками и конфликтами. Спекулянты используют этот момент для необоснованного роста цен на «черное золото». При этом, страдают чаще все люди нуждающие в особом отношении государства – это пенсионеры, многодетные семьи, люди с особыми потребностьями и многие другие.
В свою очередь АО «КТЖ-грузовые перевозки» постоянно утверждает, что подвижной парк достаточен для выполнения плана перевозок в полном объеме при соблюдении равномерной и ритмичной погрузки.
Наступает на пятки новый отопительный сезон, и мы уже ощущаем приближающийся коллапс.
В этой связи, предлагаем:
-
Обеспечить равные условия для всех предприятий, нуждающихся в вагонах для перевозки коммунально-бытового угля.
-
Провести прокурорскую проверку деятельности Акционерного общества «Национальная компания Қазақстан Темір жолы» и его дочерних предприятий.
Депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан,члены фракции партии ОСДП
А.Сагандыкова, Н.Ауесбаев, А.Рахимжанов, Н.Сайлаубай,