По всем регионам Казахстана ездит председатель Центральной Избирательной Комиссии Абдиров Нурлан Мажитович со своей командой. Председатель ЦИК встречается с общественниками и политическими партиями для обсуждения вопроса связанного с выборным законодательством. На этой встрече присутствовал и я, где мной было задано пара вопросов. Пересказывать все поднятые вопросы на встрече не буду, только те моменты встречи, где я выступал с микрофоном.
Мой первый вопрос был связан с электронным голосованием. Президент К-Ж. Токаев в своем послании сказал, что в стране поэтапно будет внедрятся электронное голосование и тут же у меня возник вопрос связанный с кибер безопасностью выборного процесса. Я его уже поднимал в одной из своих публикациях
Так вот, вопрос был примерно следующим: Рассматривает ли власть и ЦИК в частности возможность внедрения технологии блокчейн в электронное голосование, как самую надежную, на сегодняшний день технологию защиты от взлома и фальсификации результатов голосования? Так же я отметил, что сама технология и специалисты уже имеются в Казахстане. Еще дополнительно, после окончания встречи я подошел к нему лично и сделал акцент на технологии блокчейн.
Ответ был довольно развернутым, но суть его такова: Прям сейчас никто не собирается внедрять электронное голосование. Власть и ЦИК эту тему хотят досконально изучить, понять все риски и технические сложности и т.п. И только после этого будет вынесено окончательное решение когда и как реализовать электронное голосование. Что касается блокчейна, то они рассматривают эту технологию и тоже изучают ее возможности.
Далее в ходе встречи был затронут вопрос удобства голосования в закрытых кабинках инвалидам-колясочникам. Многие инвалиды, жалуются, что не ходят на выборы именно из-за неудобства - это и сложности с движением внутри кабинки, и высокие полочки где лежит ручка. Кроме того, на кабинки жалуются многие школы, потому что огромная масса избирательных участков находятся в школах и им приходится эти кабинки постоянно монтировать и демонтировать. Еще вечно проблема с хранением этих кабинок. За межэлекторнальный период кабинки портятся и приходится их регулярно обновлять. А в связи с тем, что сейчас выборы будут проходить чаще, то и портится эти кабинки будут чаще. Для решения этой проблемы, было предложено полностью отказаться от кабинок, и использовать небольшие ширмы-перегородки прямо на столе избирательной комиссии. С одной стороны сидит член избирательной комиссии, с другой избиратель ставит галочку за кандидата. Член УИКа видит избирателя, но при этом не видит за кого и как голосует избиратель. Я поддержал эту идею, но исходил это из других соображений. Каждый, кто внимательно следит за выборным процессом, слышал наверное истории о том, что некоторые работодатели принуждают своих работников голосовать строго за определенного кандидата. И в качестве доказательства требовали прислать фотографию бюллетеня с галочкой в нужном месте и удостоверением личности работника. Ведь никто же не видит, что там в кабинке делает избиратель. А если поставить ширмочку, то и члены УИК и наблюдатели всегда увидят, что вдруг человек начал делать фотографию бюллетеня и тут же у всех возникнет вопрос - Зачем ты это делаешь?.
После моих этих слов, кто-то в зале позади меня крикнул - "Правильно!". Видимо это один из таких работников, кого принуждали отдать голос за "нужного" кандидата.
Далее, я выступил с предложением снизить ценз для кандидатов в акимы села. А именно убрать требование о высшем образовании и понизить до средне-специального и убрать ценз с требованием об опыте работы на госслужбе. На что я получил ответ, что на всех встречах, которые проводил ЦИК, во всех регионах, только примерно один процент людей поддерживают такую идею. Что дескать сам народ не хочет выбирать людей не имеющих высшее образование. Судя по всему, механизатор, который 30 лет работал в своем селе и знает как работает село, но хочет сделать для своего села больше, не сможет стать акимом из-за своего средне-специального образования. Зато юрист с высшим образованием, который не знает как гвоздь забить, легко станет акимом. А все потому, что первый может не понимать тонкостей законодательства РК, а второму это на раз-два. Вот в принципе и все.
Но на встрече был интересный момент. После того как я дважды выступал с микрофоном, Абдиров Нурлан спросил - "В ВКО есть еще политические партии кроме ОСДП? Почему от них нет вопросов?". Затем когда я в третий раз поднял руку, он опять сделал замечание - "Видимо в ВКО только одна ОСДП работает из всех партий".
В целом же, за все время поездок по регионам, ЦИК получил от общественников и политических партий порядка пятисот вопросов и предложений по выборному законодательству. Будем надеяться, что это реально повлияет на выборы в стране и мы постепенно придем к демократии.
Виктор Калгин, член Политсовета ОСДП