Выборность акимов или готовы ли чиновники к демократии?

Зачастую, со стороны чиновников можно было услышать утверждение, что народ нашей страны еще не готов к демократии. Но народ давно был готов к демократии и требовал выборности акимов всех уровней. Под давлением народных масс, власть, скрипя сердцем пошла на уступки и с 2021 года была введена выборность акимов сел, поселков и сельских округов. Теперь народ ждет введения выборности акимов районов, а за этим акимов областей и городов.

То, что был введен институт выборности сельских акимов, конечно радует. Но сельский аким сильно ограничен и в правах и возможностях. Многие села у нас являются дотационными и не смогут решать даже самые бытовые и житейские проблемы села без помощи с района и области. Особенно сильно это заметно чисто в сельскохозяйственных округах, где нет крупных промышленных предприятий. Даже гарантированная стопроцентная победа истинно народного кандидата не гарантирует решения всех или хотя бы части проблем села. Все дело в том, что хоть аким и избран народом, но он вынужден продолжать работать в старой системе по старым порядкам и правилам игры. И бюджета села может банально не хватать даже для оплаты электричества в самом акимате, не говоря уже о более крупных проблемах села. И сколько бы народ не требовал от своего акима решения проблем села, без дополнительных вливаний в бюджет, он этого физически не сможет сделать при всем его огромном желании. Чтобы иметь эти дополнительные деньги, сельский аким вынужден идти на «поклон» к акиму района или области. И вот тут и кроется слабое звено системы.

Ни для кого не секрет, что вся чиновничья вертикаль власти у нас опутана коррупционными сетями, хотя принято говорить, что этого у нас нет. Сплошь и рядом имеются годами отработанные и налаженные схемы присвоения бюджетных денег чиновниками. И вот такой выборный аким села, может стать настоящей проблемой для устоявшихся годами схем. Если новый избранный аким действительно патриот своего села и страны, он не согласится пойти на коррупционный шаг. А отказ принимать правила игры старой системы ломает пути вывода бюджетных денег. Что очень невыгодно чиновникам старой формации. На этом этапе, когда народный сельский аким отказывается присваивать народные деньги, а назначаемый районный аким не может из-за это получить свою «долю пирога» от откатов на госзакупках, может вызвать конфликт интересов. Здесь акимы старой формации могут начать вставлять палки в колеса народному сельскому акиму, всячески его дискредитировать, ну или банально придумывать отговорки, якобы о том, что на их село не предусмотрено денег в ближайшие несколько лет и придется довольствоваться только налогами собираемыми с сельчан. Конечно утрирую, но думаю суть понятна. В этом еще дополнительно и кроется большая политическая пассивность населения.

Какие бы сладкие речи не лились из уст чиновников с экранов телевизора, народ все равно не обманешь. И народ прекрасно понимает, что выборность только сельских акимов их проблему не решит. И чтобы проблемы простых сельчан начали решаться, не достаточно выборности одних только сельских акимов, нужна такая же выборность акимов района и акимов области. Только когда вся вертикаль власти региона будет выборной, только тогда сельчанин на своей шкуре почувствует влияние демократии, только тогда сельский житель начнет политизироваться и пытаться выдвигать свои предложения и решения тех или иных проблем.

Но поскольку вся существующая система чиновничьего аппарата все тридцать лет выстраивалась как монолит призванный служить интересам узкой группы лиц, а не всему народу страны, то мы и имеем еще соответствующее законодательство. Поэтому следует кардинально поменять все законы и нормативно-правовые акты относительно выборности акимов. А в частности, нужно существенно снизить ценз на выдвижение кандидатов в части наличия опыта работы на госслужбе и высшем образовании. Что толку от акима с высшим образованием с сотней красных дипломов, у которого познания в сельском хозяйстве ограничены начальной школой? Любому акиму краснодипломнику не профильной специальности может банально не хватить знаний и навыков по решению проблем конкретного села. И что толку, что он доктор юридических наук, если он не понимает процесса роста простого колоска пшеницы? А обычный тракторист Берик, со школьным аттестатом, без всяких диссертаций знает, как посадить и вырастить пшеницу, чтобы она дала урожай. Как организовать сенокос и выпас скота, чтобы корова дала молоко, а не сдохла с голоду. Народу нужно показать, что время чиновников-назначенцев, чиновников-управленцев должно уйти в прошлое. Нам нужны чиновники-хозяйственники, которые всем сердцем будут болеть за свое село. И люди, которые могут стать такими хозяйственниками в народе есть. Но на то он и хозяйственник, что не готов распылять себя на поприще, которое заведомо невыполнимо и не решаемо при всем его желании.

Резюмируя, хочется сказать, что чиновникам на местах пора понять, что Январь 2022 года поменял многое в сознание народа, и что Новый Казахстан возможен будет только с новыми порядками, когда есть выборность акимов всех уровней, где каждый аким несет персональную ответственность перед избирателями, что нет никаких государственных денег и бюджетные деньги – это деньги налогоплательщиков, и за каждую потраченную тиынку аким должен отчитываться будет перед народом, а не перед начальником его назначившим.

В своем мартовском послании президент страны Касым-Жомарт Токаев озвучил многие вещи, которые многократно озвучивала партия ОСДП. Готова ли власть принять, что выборность акимов всех уровней и разумный ценз для кандидата может стать одним из инструментов политизации населения и построения Нового Казахстана? Народ уже давно созрел к демократии и жаждет её, а готовы ли к демократии чиновники?

Виктор Калгин, Председатель Восточно-Казахстанского областного филиала ОСДП.

Смотрите также: