Предыстория
1 ноября 2021 года постановлением Правительства в Казахстане была внедрена обязательная маркировка и прослеживаемость обувных товаров – это система, которая регистрирует информацию о каждом товаре, который поступает в страну и прослеживает его через уникальный дата-матрикс код, демонстрируя весь путь товара от производителя/импортера до конечного потребителя. Задача системы маркировки и прослеживаемости – сделать товарооборот в Казахстане прозрачным. Хорошая идея вроде?! Не так ли?! По официальным данным, доля теневого оборота обуви в Казахстане составляет 48%, то есть каждая вторая пара обуви ввезена в страну нелегально. Большой поток поступает из Китая, и, если опираться на таможенную статистику, расхождения в данных обнажают всю полноту картины: китайская таможенная служба в 2021 году зафиксировала экспорт в РК на сумму, превышающую казахстанские данные более чем в 2 раза, и это почти $780 млн. что же дальше? За уже более 1,5 года со времени введения обязательной маркировки обувных товаров в РК, по состоянию на 1 марта 2023 года в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров зарегистрировано более 2,8 тыс. участников оборота товаров (в том числе 115 производителей, 774 импортеров и 1602 розницы, 341 оптовых реализаторов), в каталоге товаров зарегистрировано более 1 226 725 карточек товара. Все это свидетельствует о высокой динамике участия бизнеса в проекте маркировки обувных товаров?! Вроде бы «ДА», но… 1) По постановлению Правительства РК Единым оператором маркировки в Казахстане назначен АО «Казахтелеком» (ДК - ТОО «Центр развития цифровой экономики»). От этой ситауции уже начинает триггерить повсеместно! Уж больно нехороший опыт предыдущих ОПЕРАТОРОВ всплывает в памяти населения. Координирующим процесс цифровой маркировки государственным органом в стране является Министерство торговли и интеграции. Единый оператор отвечает за вычислительную инфраструктуру, обеспечивает генерацию и эмиссию двумерного кода Data Matrix, который наносится на каждую единицу товара, обеспечивает хранение, обработку данных, работоспособность системы маркировки. 2) Одним из главных аргументов введения этой маркировки была борьба с контрафактом. Получается, что функцию государственного контролирующего органа - таможни, находящейся в ведомстве Министерства финансов, перекладывают на предпринимателя. Почему? Зачем? Разве так проще? Как говорят эксперты в данной области: «Маркировка не отменит действующую схему распространения контрафакта. Она лишь увеличит стоимость легальной продукции, а серые товары будут еще более привлекательными по цене". Тогда для чего ввели эту дорогую в обслуживании и сложную в исполнении маркировку контрольно-идентификационными знаками?
Полезная цель закона.
"Для государства плюсы маркировки заключаются в снижении доли теневого рынка за счет "обеления", увеличении налоговых поступлений и платежей в бюджет, снижении доли контрафакта и контрабанды товаров. Хорошо, согласны! Для бизнеса - создание равных конкурентных условий для всех участников рынка, развитие отечественного производства обувной отрасли. Вот тут большие сомнения, так как отечественные производители не закрывают и 20% от потребности в обуви в республике, да к тому же многие составные части обуви импортного производства. Не убедили! Для потребителей - защита прав и удовлетворение их потребностей (получение достоверной информации о приобретаемых товарах, приобретение качественной продукции). Разве кто-то пытается нас обмануть?! Если только продавая фейковую обувь выдавая её за БРЕНДовую. А какой процент населения может себе позволить эту БРЕНДовую обувь по фулл-прайсу?! Ответ: практически никто, мизер! Мы все давным-давно обуты, одеты и так далее в различного рода «ABIBAS» и нисколечки этого не стесняемся! Минусы - повышение налоговых и таможенных выплат, внедрение новых бизнес-процессов и дополнительные затраты бизнеса". И вот тут то зарыта ПРАВДА! В конце концов, за все «манипуляции» наших законотворцев будет платить обычный покупатель/гражданин РК. И это в пору повсеместного Мирового кризиса, катаклизмов различного рода, военных конфликтов, хоть и косвенно , но влияющих на нашу страну, соответствующим стремительным ухудшением финансового состояния населения страны, ярче всего выраженного текущим уровнем инфляции?! Серьезно?! В чём польза? Мы её не видим совершенно! Такой закон нам не нужен! Однозначно!
Павлов Александр, СКО.