ЧП с ГЧП

Государственно-частное партнерство в Казахстане набирает обороты Но из-за отсутствия прозрачности в этой сфере эти проекты не всегда работают во благо, а создают почву для коррупции.

Сегодня Азиатский банк развития презентовал «Обзор государственно-частного партнерства», в центре внимания которого была ситуация в Казахстане. В целом, эти проекты позволяют разгрузить государственный бюджет и решить ряд проблем, которые требуют больших инвестиций.

На сегодняшний день 90% ГЧП проектов приходится на три основные отрасли: образование, здравоохранение, а также энергетику и ЖКХ.

По словам управляющего директора АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Айдоса Кобетова, если лет десять назад, проекты ГЧП можно было посчитать на пальцах одной руки, то сейчас они представлены практически во всех направлениях и отраслях, а количество договоров на 1 мая 2023 года достигло 1085 на общую стоимость 2,1 трлн тенге, это примерно эквивалентно 5 млрд долларов США.

При этом на этапе планирования находится 152 проекта стоимостью около 1 млрд долларов.

С одной стороны, все от этих процессов только выигрывают: народ получает обновленные коммунальные сети и социальную инфраструктуру, государство снимает с себя это бремя ответственности, а инвесторы – в течение длинного периода времени стабильное финансирование и доход, если бы эти проекты не реализовывались с поправкой на менталитет казахстанских чиновников.

После проведения анализа эффективности ГЧП проектов аналитики АБР пришли к выводу, что в этой системе нет прозрачности. И это в 2019 году подтвердили в Генеральной прокуратуре, Счетном комитете, Министерстве финансов и Национальной палате предпринимателей «Атамекен», а Американская торговая палата в Казахстане и Grata International в 2020 году опубликовали статью, в которой остановились на этой проблеме более подробно.

Так, в 2011 году правительство утвердило Программу развития государственно-частного партнерства на 2011–2015 годы. Но после ее завершения никаких других директивных документов о ГЧП не было принято, и с тех пор развитие ГЧП в Казахстане было хаотичным и не очень успешным.

Из 813 договоров ГЧП (по состоянию на 1 сентября 2020 года) только 9 являются проектами национального уровня, а 803 являются муниципальными или региональными. А почему? Скорее всего, чиновники на местах быстро поняли, что есть «кормушка». В то время как проекты ГЧП на национальном уровне и концессионные проекты в Казахстане осуществлялись под надзором многих контролирующих государственных структур, в регионах этот процесс был менее строгим.

«Таким образом, региональные проекты приобрели общее представление о том, что модель ГЧП – это простая, единовременная возможность получить доход, поддерживаемый государством, на срок до 30 лет», - сделали вывод аналитики Grata International.
Львиная доля ГЧП-проектов была реализована путем прямых переговоров и без проведения конкурса, а не в соответствии с Законом о государственных закупках, в соответствии с которым требуется проведение открытого тендера. Тот факт, что более 50% договоров ГЧП, заключенных к концу 2019 года, были заключены при наличии одного участника (без открытого тендера), вызывает серьезные опасения.

Поэтому многие региональные проекты ГЧП за последние четыре года связаны с коррупцией – например, печально известный случай в Мангистауской области в 2019 году, когда заместитель главы региона был приговорен к десяти годам лишения свободы за «защиту» иностранного инвестора, который предложил построить ледовый стадион в Актау по модели ГЧП.

Еще одним негативным результатом отсутствия национальной стратегии ГЧП является неправильное представление общества о том, какие проекты ГЧП действительно необходимы. Это означает, что многие хорошие проекты, реализуемые иностранными инвесторами, не получают поддержки, потому что государственные чиновники не хотят брать на себя ответственность за них.

И наконец ситуация, когда государство запускает даже на стратегические проекты частный сектор нередко оборачивается обратной стороной, ведь частник стремится лишь извлечь максимальную выгоду, не задумываясь о вопросах национальной безопасности или негативных социальных последствий в будущем.

Партия ОСДП продолжит держать данную ситуацию под контролем. Тем более, что в ближайшее время госорганы намерены внести в Парламент РК законопроекты для внесения изменений в законодательство по вопросам ГЧП.

Максут Насибулов, член Политсовета ОСДП