Депутатский запрос адресован Премьер-Министру РК А.А. Смайылову о фактической стоимости утилизации транспортных средств и сельскохозяйственной техники

На протяжении нескольких лет в нашу партию (ОСДП) поступают многочисленные обращения граждан с критикой системы утилизации продукции, на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров).

В основе их критики находятся результаты аналитической экспертной работы о фактической стоимости утилизации транспортных средств и сельскохозяйственной техники (порядка 70-120 тыс. тенге за единицу легкового транспортного средства), об отсутствии либо чрезвычайно низком уровне утилизации продукции, на которую распространяются РОП, о возможных хищениях в ТОО «Оператор РОП», ранее ответственном за прием утилизационных платежей, и пр.

В Казахстане сейчас производится в год почти 90 тыс. авто отечественной сборки, из них 10 тыс. через субсидии и экспортные кредиты идет на экспорт. Соответственно на внутренний рынок остается 80 тыс. авто отечественного производства. Также на рынок ввозится в среднем около 15 тыс. новых авто. Плюс ввозится небольшое количество вторичных (б/у) авто – в среднем около 15 тыс. Итого на внутреннем рынке продается 110 тыс. авто, с большим преобладанием отечественной сборки.

При этом в период до введения заградительных мер (до 2016 года), а именно утилизационного сбора, сбора за первичную регистрацию, техрегламента, ежегодный прирост автопарка РК достигал 400 тыс. авто. С момента введения утиль сбора и первичной регистрации парк легковых авто снизился с более 4 млн до 3.7 млн, средний возраст авто вырос до 21 года, уровень автомобилизации (обеспеченности) упал с 251 до 197 авто на тысячу человек, а доля авто возрастом более 10 лет увеличилась с 59% до 65%. В то же время в России автомобилизация выросла с 231 до 316 авто на тысячу человек, а средний возраст автопарка составляет 14 лет.

В Казахстане налицо проблема с дефицитом доступных по стоимости авто, которые не доходят до широких слоев общества, находящихся частично в среднем и в основном ниже среднего класса. Расслоение общества привело к тому, что часть общества способна позволить себе новые авто. Тогда как большая часть населения вынуждены покупать на вторичном рынке по подросшим ценам или вообще не покупать, а максимально латать, продолжая ездить на имеющихся старых авто. Эта проблема накопилась из-за того, что на протяжении 6 лет, с момента утильсбора, был практически «под ноль» перекрыт ввоз доступных по стоимости добротных авто из зарубежа.

Цены и ассортимент на вторичном рынке стали хуже, чем в соседних странах. Это привело к временному ввозу старых авто на иностранных номерах в рамках ЕАЭС. Остановить и развернуть данный процесс может лишь снятие заградительных барьеров для ввоза доступных по стоимости авто.

Утильсбор, первичная регистрация, сертификат безопасности (техрегламент) в Казахстане установлены в интересах автопрома и сильно завышены.

Если ввести добротный автомобиль возрастом 7 лет (евро-4, евро-5) из Европы или США, то его цена после растаможки и уплат всех сборов и получения сертификата безопасности получается в более чем 2 раза дороже. Если автомобиль с доставкой в РК стоит 4 млн тенге, к примеру, Toyota Camry, то после растаможки и сборов его цена вырастает до 10 млн. Поэтому ввоз становится нецелесообразным.

Утилизационный сбор практикуется не во всем мире. При этом в Казахстане реальная стоимость утилизации, официально подтвержденная Ассоциацией вторичной металлургии, не превышает 100 тыс тенге на одно авто. Соответственно, снизив утильсбор до 100 тыс. тенге, можно достичь возобновление обновления автопарка и одновременно ускорить прием вышедших из эксплуатации авто с последующим высоким уровнем переработки и утилизации.

Сбор за первичную регистрацию так же был введен в интересах автопрома. Его размер за авто возрастом до 2 лет составляет 0,25 МРП, от 2 до 3 лет – 50 МРП, а для авто старше 3 лет – 500 МРП, что составляет 1 518 000 тенге в 2022 году. В странах СНГ и во всем мире нет такого понятия как первичная регистрация.

Если в РК снизить размеры заградительных сборов до минимума, то граждане смогли бы привозить добротные авто из зарубежа, что обеспечит пополнение автопарка и улучшение социально-экономического благополучия населения, малого и среднего бизнеса, а также увеличит поступления в бюджет.

Отечественный автопром критически от данной меры не пострадает, поскольку их продажи не снизятся существенно. В данный момент отечественное производство легковых авто обеспечивается на рынке лишь двумя крупными компаниями – группой «Аллюр» и группой «Астана Моторс». Владельцы компаний вошли по благосостоянию в списки Форбс и имеют доступ ко всем мерам поддержки.

Упомянутые дополнительные поступления в бюджет можно направить в том числе на поддержку продаж новых авто отечественной сборки.

На основании изложенного депутаты партии «ОСДП» предлагают:

Утилизационный сбор – снизить ставки на легковые авто до 100 тыс. тенге путем внесения изменений в соответствующие приказы;

Первичная регистрация – снизить ставки сбора на авто возрастом от 3 до 8 лет до 20 тыс. тенге путем внесения в Налоговый Кодекс новой ставки сбора за первичную регистрацию возрастом от 3 до 8 лет в размере 6 МРП;

Сертификат безопасности (техрегламент) – завышенные размеры плат (до 700 тыс тенге) за установку кнопки «ЭВАК» и сертификацию снизить до 50 тыс. тенге, как было раньше, путем анализа затратной части и внесения предписания КТРМ МИИР.

Просим дать ответ в установленный законодательством РК срок

С уважением, Депутаты фракции Общенациональной социал-демократической партии

Смотрите также:
Депутатские запросы
22.04.2024
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову по вопросам водного канала имени К. Сатпаева
22.04.2024
Наурыз Сайлаубайдың Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ипотекалық бағдарламалар жөнінде жолдаған депутаттық сауалы
13.03.2024
Біздің депутаттық сауал Премьер-Министр О.А.Бектеновке
13.03.2024
Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-министру О.А.Бектенову
31.01.2024
ҚР Оқу-ағарту министрі Ғани Бектайұлы Бейсембаевқа депутаттық сауал
31.01.2024
Депутатский запрос члена фракции ОСДП Ажар Сагандыковой Министру просвещения РК Гани Бейсембаеву
24.01.2024
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРДІҢ БІРІНШІ ОРЫНБАСАРЫ Р. СКЛЯРҒА ДЕПУТАТТЫҚ САУАЛ
17.01.2024
Депутатский запрос А.Рахимжанова Министру труда и социальной защиты населения РК Жакуповой С. К.
27.12.2023
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Министру здравоохранения. Министру труда и социальной защиты