Мой депутатский запрос снова посвящен теме кибермошенничества, так как после полученных ответов от госорганов и после встреч с жертвами мошенников вопрос обрел новые очертания. Только по карагандинскому региону к нам обратились 290 пострадавших, на которых навесили кредиты на сумму 1 млрд 618 млн 290 тенге.
Сегодня в пункте 15 статьи 34 Закона «О банках и банковской деятельности РК» есть прямая императивная норма, в соответствии с которой если лицо официально признано потерпевшим, банк обязан: первое – в течение трех календарных дней приостановить взыскание задолженности и претензионно-исковую работу по такому банковскому займу; второе – приостановить начисление вознаграждения и (или) неустойки; третье, не позднее десяти рабочих дней с даты получения вступившего в законную силу судебного акта, в котором установлен факт оформления банковского займа мошенническим способом без участия клиента, принимает решение о списании задолженности клиента по банковскому займу, а также меры по возврату клиенту ранее удержанных (уплаченных) сумм по такому банковскому займу.
Но формулировка «без участия клиента» слишком размыта. Ведь даже если этот клиент держал в это время в руках свой сотовый телефон, это можно квалифицировать как участие. Если он был ввергнут в заблуждение и продиктовал четырехзначный код – это тоже можно отнести к категории, якобы он участвовал в оформлении займа.
Возможно, именно поэтому сегодня эта норма оказалась нерабочей. Необходимо внести в гражданско-процессуальный кодекс норму, чтобы у суда было основание для оставления без рассмотрения иска от банков при наличии судебного решения о факте получения займа мошенническим способом.
Кроме того, есть ряд нарушений законодательства, которые игнорируются сторонами и влекут увеличение случаев кибермошенничества.
Первое. Законом о связи запрещено оказание услуг телекоммуникационной связи операторами сотовой связи при отсутствии регистрации. Эта ответственность уже есть. Но она не работает. Если звонят незарегистрированные номера, оператор связи ответственности не несёт.
Второе, у сотрудников полиции нет алгоритма расследования категории дел по кибермошенничеству. Ни в одном территориальном управлении полиции нет специалистов информационной безопасности. Ко мне обратилась группа 350 жертв кибермошенничества, ни разу телефоны потерпевших не отправлялись на экспертизу. Она должна производиться сотрудниками МВД. По факту юристы и адвокаты занимаются непрофильными им функциями, они уже умеют расшифровывать логи и доказывать в ходе судебных заседаний, что SMS пострадавшим доставлены не были, их перехватили третьи лица. Пострадавшие сделку не совершали.
Агентством по регулированию и развитию финансового рынка необходимо добиваться исполнения законами вышеуказанного пункта 15 статьи 34 Закона «О банках и банковской деятельности РК», и проводить анализ по ее исполнению.
В системе МВД за неисполнение данного закона, в соответствии с Уголовным кодексом, нарушителей необходимо привлекать за самоуправство, однако территориальные органы полиции отклоняют их за отсутствием состава преступления, списывая их в номенклатурное дело.
Третье, OTP-пароль не является основанием для подписания кредитных договоров. В Гражданском кодексе предусмотрено подписание договоров только ЭЦП или собственноручной подписью. Кроме того, при скачивании приложений банка все клиенты автоматически дают согласие на выпуск ЭЦП подписи. При этом эта подпись находится у банка, который может за клиента теоретически подписать всё что угодно, и доказать что клиент в этих вопросах не участвовал, практически невозможно.
По этому четырёхзначному коду в том числе привязываются доверенные номера, это не запрещено законом. Хотя банк должен направлять коды только на номер, зарегистрированный за заёмщиком. Поэтому любой казахстанец может утром проснуться с неожиданным кредитом. У банков необходимо забрать право выпускать ЭЦП подписи. В противном случае не соблюдается принцип равенства сторон договора.
Четвертое, увеличивается число дропперов поневоле. Банковская карта любого казахстанца, хотя он об этом и не подозревает, может использоваться мошенниками для перевода и обналичивания денег. Сегодня есть предложения ввести уголовную ответственность для дропперов, а потому к ней могут быть привлечены абсолютно невинные люди.
Просим обратить внимание на вышеуказанные проблемы и предоставить ответы в установленный законодательством Республики Казахстан срок.
С уважением, депутаты фракции Общенациональной социал-демократической партии А. Рахимжанов Н. Ауесбаев А. Сагандыкова Н. Сайлаубай