ОСМС - Заместителю премьер-министра Кульгинову А.С. министру здравоохранения Гиният А. Г.

Заместителю премьер-министра Кульгинову А.С. министру здравоохранения Гиният А. Г.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Недавно глава государства заявил, что государство ошиблось с системой ОСИ. На мой взгляд, к такой же категории следует отнести систему ОСМС, аббревиатура которой даже схожа. Алтай Сейдирович, недавно в кулуарах правительства, отвечая на вопросы журналистов, Вы признали, что есть проблемы с транспарентностью выделенных государственных средств, так как ряд медорганизаций занимаются припиской. В стране действует 30 разных баз данных частных и государственных организаций здравоохранения. По вашему мнению, необходимо заниматься цифровизацией, так как все упирается «в человеческий фактор». Но зная, как проходит процесс цифровизации нашей страны, это точно не решит проблему. Тем более, учитывая, что вклад цифровых технологий в ежегодный рост производства экономики в Казахстане составляет всего 0,3%.

Здесь же следует учесть, что до сих пор наша страна не смогла обеспечить качественным интернетом даже два крупнейших города Казахстана, не говоря уже о глубинках. Давайте уже трезво смотреть на ситуацию.

Пока вы обещаете «светлое будущее», в нашей мирной стране гибнут люди просто потому, что они вовремя не получили качественные услуги здравоохранения. Это подтверждается и международными рейтингами. По обеспечению качественной медициной Казахстан занимает 82 место из 89 стран мира, по данным журнала CEOWORLD.
Вы лучше нас знаете, что в Казахстане каждый шестой человек находится вне системы ОСМС. И в подавляющем большинстве это сельчане.

Им отказывают в предоставлении медицинских услуг просто потому, что наши же граждане в своей родной стране без денег не нужны. Другой вопрос – мы его поднимаем в других запросах – кто создал систему пайщиков, в которой олигархи обкрадывают сельчан и оставляют их нищими, оплачивая им подачку отходами, которые годятся только на откорм скота. Причем фактически эти люди находятся как в крепостном праве – они работают без оформления трудовых договоров. А потому их не принимают в поликлиниках, так как никто за них не отчисляет средств в этот фонд мед страхования.

Поэтому – первое. Просим ответить, как таким людям обращаться за медицинской помощью. Мы постоянно бываем в селах, и хотим знать четкий ответ правительства. Сколько казахстанцев официально не платят ОСМС?

Второе. В октябре 2022 года Агентство по финансовому мониторингу опубликовало на портале «Открытые НПА» проект концепции поправок по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства, а также противодействия доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).

В нем агентство, ссылаясь на международный опыт, предлагало исключить фонд медстрахования из списка субъектов финансового мониторинга, «поскольку активы фонда размещены в открытых счетах в Национальном банке, учредителем является правительство Казахстана».

Почему в агентстве считают, что это залог того, что средства фонда будут расходоваться эффективно? За примером далеко ходить не нужно – в январе СМИ писали о том, что главу филиала фонда социально-медицинского страхования в Актау подозревают в хищении 17,5 млн тенге.

При этом РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» в письме № 08-7/68 от 24 января 2022 г. указало, что оно поддерживает данное предложение с оговоркой, что при этом необходимо «…обратить внимание на необходимость включения в Закон о ПОД/ФТ положения, согласно которому Фонд, в том числе Единый накопительный пенсионный фонд, обязаны предоставлять уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в том числе обеспечивать автоматизированный доступ к своим базам данных».

В этой связи второй вопрос – действительно ли стоит вопрос об исключении фонда ОСМС из списка субъектов финансового мониторинга? Что будет предприниматься для повышения его открытости и публичности?

Третье. Достаточно странно сравнение казахстанской модели с международным опытом, поскольку весь мир придерживается либо бюджетной, либо страховой, либо бюджетно-страховой системы. А у нас все свалили в одну кучу, поэтому получился бардак. В Казахстане и бюджетная, и страховая, и обязательно-страховая, и рыночная система, когда приходится плюс ко всему еще и обращаться к платной медицине.

И это – не считая пресловутого человеческого фактора, когда некоторые чиновники так и норовят перепутать свой карман с государственным.

На мой взгляд, при внедрении страхования необходимо было реформировать бесплатную медицинскую помощь, с пересмотром гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Аудиторская палата уже выявляла нарушения по этому поводу. Складывается впечатление, что система ОСМС – лишь кормушка для родственников высокопоставленных чиновников. Третье – просим предоставить данные о размере заработных плат сотрудников ОСМС, их численности и информации о выдаваемых премиях и содержании аппарата.

Четвертое. По неофициальным данным, системой ОСМС пользуется не более 15% казахстанцев. Почему она не поощряет граждан, которые заботятся о своем здоровье, экономить на этих расходах? Не важно, обращаешься ли ты к врачам – но платить обязан. При сумме максимально допустимого взноса 14 000 тенге в месяц казахстанцы в год оплачивают около 170 тысяч тенге, вне зависимости от того, болеют они или нет. А если они изредка и болеют – то чтобы не терять времени в бюрократических проволочках государственных поликлиник, они предпочитают обращаться к частным врачам.

Таким образом, наша государственная модель стимулирует казахстанцев болеть? Почему здоровые граждане должны оплачивать услуги за тех, кто болеет чаще?

Предлагаю в целях стимулирования здорового образа жизни возмещать 50% расходов на ОСМС тем казахстанцам, которые в течение года ни разу не обращались к врачам. Эти средства они вправе потратить по своему усмотрению. Возможно, в целях профилактики заболеваний в частных медицинских организациях, не включенных в перечень ОСМС. Пятое. Просим детально отчитаться, сколько средств было собрано за счет ОСМС с 2017 года, с момента запуска, и куда они потрачены. Я считаю, что необходимо провести полный аудит по вопросу использования средств ОСМС.

И наконец, шестое. То, что входит в тариф на медицинские услуги, является тайной даже для чиновников. Даже в Минфине не знают, как рассчитываются тарифы. Все решения по росту тарифов Минздрав принимает самостоятельно, без независимой экспертизы. Здесь нужна большая прозрачность не только для контролирующих органов, но и для всех казахстанцев. Что планируется предпринять вами в этой связи?

Ответы предоставьте письменно в установленные законом сроки.

С уважением, Депутаты фракции Общенациональной социал-демократической партии
Асхат Рахимжанов Ажар Сагандыкова Нурлан Ауесбаев Наурыз Сайлаубай

Смотрите также:
Депутатские запросы
22.04.2024
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову по вопросам водного канала имени К. Сатпаева
22.04.2024
Наурыз Сайлаубайдың Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ипотекалық бағдарламалар жөнінде жолдаған депутаттық сауалы
13.03.2024
Біздің депутаттық сауал Премьер-Министр О.А.Бектеновке
13.03.2024
Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-министру О.А.Бектенову
31.01.2024
ҚР Оқу-ағарту министрі Ғани Бектайұлы Бейсембаевқа депутаттық сауал
31.01.2024
Депутатский запрос члена фракции ОСДП Ажар Сагандыковой Министру просвещения РК Гани Бейсембаеву
24.01.2024
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРДІҢ БІРІНШІ ОРЫНБАСАРЫ Р. СКЛЯРҒА ДЕПУТАТТЫҚ САУАЛ
17.01.2024
Депутатский запрос А.Рахимжанова Министру труда и социальной защиты населения РК Жакуповой С. К.
27.12.2023
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Министру здравоохранения. Министру труда и социальной защиты