Отменить экзамен Национального квалификационного тестирования (НКТ) для педагогов-ассистентов предлагают НПО

После сдачи этого сложного экзамена мало кто согласится работать на меньшую зарплату с особыми детьми

В ходе первого республиканского слета НПО по вопросам инклюзивного общества, организованного партией ОСДП в Астане, руководитель ОФ «Алтын-Бата» из города Павлодар Евгения Стельвага отметила, что в настоящее время в Казахстане работают более одной тысячи педагогов-ассистентов.

Они призваны сопровождать в процессе учебной деятельности детей с особыми потребностями, чтобы они могли учиться в общеобразовательных школах.

«Но этого настолько недостаточно. На сегодняшний день педагог-ассистент обязан пройти такой же, сдать экзамен НКТ, очень сложный, такой же, как и обычный педагог. Мы хотели бы предложить.

Возможно, нужно принимать на данную должность выпускников педколледжа, то есть не обязательно, чтобы это было высшее образование. Можно ли для педагогов-ассистентов отменить экзамен НКТ? А то если они сдают этот сложнейший экзамен, им будет лучше работать учителем за 300 тысяч, зачем им работать педагогом-ассистентом за 150 тысяч?», - подчеркнула глава общественного фонда «Алтын-Бата».

Кроме того, на сегодняшний день по законодательству в Казахстане предусмотрены педагоги-ассистенты только в общеобразовательных школах, но коррекционные школы тоже нуждаются в данных штатных единицах.

«Как правило, ребят с аутизмом выводят в скорости на домашнее обучение из коррекционной школы, потому что нет помощи со стороны педагога-ассистента, а один педагог все равно не успевает за всеми. Здесь наша рекомендация по поводу введения штатной единицы ассистента-педагога для таких организаций образования, как детские сады и специальные школы», - уточнила она.

В свою очередь, методист отдела «Психолого-педагогической службы» ГКП на ПХВ «Bolashaq Saraiy» из Кокшетау, магистр педагогических наук Динара Какабаева отметила, что в системе дополнительного образования имеется большой дефицит специалистов в сфере дефектологии, психологии, логопедии и арт-терапии.

«Причиной тому является незначительная доплата в размере всего 575 тенге за особого ребенка. То есть, если за обычного ребенка доплата идет 12 300 тенге, то за ребенка, имеющего особые образовательные потребности, разница оплачивается всего 500 тенге. Я думаю, что не каждый специалист захочет за 500 тенге утруждать себя временем и разрабатывать, обратите внимание, отдельную образовательную программу для этого ребенка. Следующей причиной является отсутствие курсовой подготовки и обучения для педагогов соответствующими курсами и сертификатами», - подчеркнула она.

Как пояснила в своем докладе главный эксперт управления инклюзивного образования министерства просвещения РК Жания Кадырбаева, год назад в Казахстане была введена новая штатная должность, педагог-ассистент.

«Многие, конечно, говорят, что тьютор, но это другая специальность. В этом году нашим министерством началась работа по введению еще одной новой должности, это индивидуальный помощник в организации образования для физического сопровождения тех детей, которые на сегодняшний день вынуждены обучаться на дому», - пояснила Жания Кадырбаева.

Индивидуальные помощники будут оказывать помощь детям, которые не могут самостоятельно передвигаться, по сопровождению детей во время перемен, при посещении туалета, гардеробной, столовой, так как эти компетенции не входят в обязанности педагога-ассистента.

Кроме того, министерство просвещения намерено трансформировать Психолого-медико-педагогические комиссии – в центры оценки особых образовательных потребностей, и включить в их функции дополнительные компетенции касательно сопровождения ребенка.

«Такая идея связана еще с тем, что на сегодняшний день среди наших родителей есть такой сдерживающий фактор, что если ребенку рекомендуют с ребенком пройти в ПМПК, что это что-то значит не в порядке с моим ребенком», - пояснила представитель Минпросвещения.

Ведомство ведет работу по интеграции баз данных медицинских организаций – с образовательными.

«В этих целях у нас сейчас активно идет работа по интеграции баз данных между ПМПК. Допустим, ребенок родился, скрининг прошел. Если у ребенка выявились какие-то нарушения, автоматически эти сведения будут попадать в базу НОБД, через базу НОБД будут попадать в базу ПМПК, и родителям мы сейчас продумываем, чтобы приходило в проактивном режиме SMS -сообщение, что родители могут посетить ПМПК для того, чтобы обследовать ребенка, и чем раньше ребенку назначат коррекционную поддержку, тем лучше будут результаты», - уточнила она.

ПРЕСС-СЛУЖБА ОСДП

Смотрите также: