Премьер-Министру Республики Казахстан Смаилову А.А. депутатский запрос касательно электроэнергии

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович!

Поводом для моего депутатского запроса стало введение модели Единого закупщика и балансирующего рынка электрической энергии в режиме реального времени. Как известно, эти изменения вступили в силу с 1 июля 2023 года.

По новой модели, субъекты оптового рынка покупают электроэнергию не на источниках, а от Единого закупщика электрической энергии, в качестве которого определено ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии».

Теперь все оптовики, кроме гарантирующих поставщиков, оплачивают Единому закупщику ежесуточную предоплату. При этом потребители, как известно, не оплачивают за услуги по предоплате. В связи с этим, у электросетевых компаний возникают кассовые разрывы, которые могут привести к задержке выплаты заработной платы, нарушению сроков оплаты налогов и срыву выполнения инвестиционной программы.

Предоплата на сутки рассчитывается по 24 прогнозным «плавающим» тарифам, с дальнейшим перерасчетом по 24 фактическим тарифам. Все это создает трудности с планированием бюджета и приводят к росту издержек, которые в конечном итоге лягут на плечи потребителей.

При этом монополисты должны оплачивать новую услугу АО «KEGOC» за пользование национальной электрической сетью. Эти издержки ранее не были учтены в действующих тарифах электросетевых компаний.

Так, из-за введения модели Единого закупщика увеличение затрат для АО «Астана-РЭК» за второе полугодие 2023 года составит более 2,65 млрд тенге без учета НДС. Они не предусмотрены в тарифной смете, а потому для компании могут оказаться убыточными.

При этом Астана занимает пятое место по росту тарифов в Казахстане с 22,5% ростом в августе 2023 года по сравнению с июлем 2022 года. Он вырос с 1196 до 1466 тенге для первого уровня тарифа на 100 кВт/ч (для населения, использующего электрические плиты).

А рост стоимости электроэнергии, как известно, повлечет рост цен на все остальные коммунальные услуги, включая водоотведение и водоснабжение, передачу тепла и все остальное, так как для того, чтобы поднимать, спускать и очищать воду, применяются насосы и оборудование, которые питаются от электросети.

Как известно, с января по июль 2022 года в Казахстане действовал мораторий на повышение стоимости коммунальных услуг. В первый же день после отмены моратория, 1 июля, министерство энергетики РК повысило тарифы 26 энергопроизводящих станций. И уже тогда анонсировалось, что это только начало.

По состоянию на август 2023 года мы видим, что в течение года самый большой рост тарифа на электроэнергию был в Карагандинской области – на 44%, с 1280 до 1677 тенге.

На втором месте – Алматинская область с ростом на 27,6% (с 1756 до 2160 тенге для первого уровня тарифа на 100 кВт/ч (для населения, использующего электрические плиты)).

Далее следуют город Алматы и область Жетысу, где тариф вырос на 25,6% (с 1753 до 2203 тенге).

Одной из главных целей введения модели Единого закупщика было выравнивание тарифов по всему Казахстану. Такая проблема действительно есть – так, в настоящее время на рынке электроэнергии разница самого дорогого тарифа к самому низкому составляет 3,3 раза. Если в Атырауской области с самым дешевым тарифом он составляет 666 тенге, то жители города Алматы и области Жетысу платят за него 2203 тенге на 100 кВт/ч.

Однако одно лишь приведение тарифа к общему знаменателю больно ударит по карману большинства казахстанцев. Ведь регионов, у кого тариф – ниже среднего, единицы.

В связи с вышеизложенным, просим ответить на следующие вопросы:

В каких регионах страны будут расти тарифы на электроэнергию в связи с введением модели Единого закупщика и насколько?

Как это отразится на стоимости других коммунальных услуг и на инфляции региона?

При каких условиях модель Единого закупщика Правительство будет считать успешным? Каков план B в случае, если модель себя не оправдает? К какому времени вы будете подводить итоги по результативности?

По сути, единый закупщик – это новый посредник, расходы которого войдут в стоимость тарифа. Причем он будет распределять электроэнергию, что несет коррупционные риски. Какие меры будут введены для прозрачности процесса?

О результатах рассмотрения депутатского запроса в соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» просим предоставить письменный ответ в установленный законом срок.

С уважением,Депутаты фракции Общенациональной социал-демократической партии

Н. Ауесбаев, А. Рахимжанов, А. Сагандыкова, Н. Сайлаубай

Смотрите также:
Депутатские запросы
22.04.2024
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову по вопросам водного канала имени К. Сатпаева
22.04.2024
Наурыз Сайлаубайдың Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ипотекалық бағдарламалар жөнінде жолдаған депутаттық сауалы
13.03.2024
Біздің депутаттық сауал Премьер-Министр О.А.Бектеновке
13.03.2024
Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-министру О.А.Бектенову
31.01.2024
ҚР Оқу-ағарту министрі Ғани Бектайұлы Бейсембаевқа депутаттық сауал
31.01.2024
Депутатский запрос члена фракции ОСДП Ажар Сагандыковой Министру просвещения РК Гани Бейсембаеву
24.01.2024
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРДІҢ БІРІНШІ ОРЫНБАСАРЫ Р. СКЛЯРҒА ДЕПУТАТТЫҚ САУАЛ
17.01.2024
Депутатский запрос А.Рахимжанова Министру труда и социальной защиты населения РК Жакуповой С. К.
27.12.2023
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Министру здравоохранения. Министру труда и социальной защиты