Премьер-Министру Республики Казахстан Смаилову А.А. Генеральному прокурору Республики Казахстан Асылову Б.Н.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович!

Уважаемый Берик Ногаевич!

Поводом для моего депутатского запроса является нехватка полувагонов для обеспечения казахстанцев коммунально-бытовым углем.

Только по данным компаний-недропользователей из Карагандинской области, ТОО «Разрез Кузнецкий» и ТОО «Sat Komir», для перевозки угля выделяется лишь 22% полувагонов от фактической потребности. Это препятствует оперативному и качественному снабжению казахстанцев социальным видом топлива.

По нашим сведениям, в Казахстане лишь два крупных оператора подвижного парка: АО «Қазтеміртранс» и ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки», которые являются дочерними компаниями национального железнодорожного перевозчика – АО «Қазақстан темір жолы» (КТЖ).

На балансе АО «Казтемиртранс» находится около 40 тысяч грузовых вагонов.

Каждую осень в регионах наблюдается ажиотажный спрос на уголь, акиматам регионов приходится в ручном режиме регулировать поставки угля.

Основные планы на перевозку по территории РК утверждаются с корректировкой 50%, но и этот объем «Казтемиртранс» не обеспечивает. Так, за первое полугодие 2023 года подано на согласование 2200, но утверждено 1140 полувагона. Фактически подано и отгружено 203 полувагона, или 22,5% от потребности.

Причины перебоев с углём связаны с несвоевременной поставкой вагонов на разрезы и отставанием от графика отгрузки для граждан страны. Уже несколько лет мы всей страной наблюдаем почти во всех регионах растущие очереди за углем, порой заканчивающиеся драками и конфликтами. Спекулянты используют этот момент для необоснованного роста цен на «черное золото». При этом, страдают чаще все люди нуждающие в особом отношении государства – это пенсионеры, многодетные семьи, люди с особыми потребностьями и многие другие.

В свою очередь АО «КТЖ-грузовые перевозки» постоянно утверждает, что подвижной парк достаточен для выполнения плана перевозок в полном объеме при соблюдении равномерной и ритмичной погрузки.

Наступает на пятки новый отопительный сезон, и мы уже ощущаем приближающийся коллапс.

В этой связи, предлагаем:

  1. Обеспечить равные условия для всех предприятий, нуждающихся в вагонах для перевозки коммунально-бытового угля.

  2. Провести прокурорскую проверку деятельности Акционерного общества «Национальная компания Қазақстан Темір жолы» и его дочерних предприятий.

Депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан,члены фракции партии ОСДП

А.Сагандыкова, Н.Ауесбаев, А.Рахимжанов, Н.Сайлаубай,