Разработать национальную доктрину по обеспечению питьевой воды на ближайшие 100 лет предлагает партия ОСДП

В центральном аппарате партии прошло обсуждение проекта Водного кодекса, который в настоящее время находится в стенах Мажилиса.

Какие постулаты должны стать основой доктрины по мнению партии ОСДП

Аналитик столичного филиала партии Канат Есжанов, сославшись на научно-исследовательский информационный центр Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии, подчеркнул, что проблема дефицита воды в Казахстане является одной из наиболее актуальных проблем национальной безопасности. «В статье 24 Водного кодекса прямо написано, что водохозяйственные сооружения могут находиться в государственной, либо в частной собственности. Я считаю, что это проблема. Я считаю, что стратегические объекты не должны находиться в частных руках», - отметил Канат Есжанов.

Он напомнил, что территория Казахстана разделена на 8 водохозяйственных бассейнов, 7 из которых являются трансграничными, вследствие чего Казахстан в значительной степени зависит от водохозяйственной политики сопредельных стран: Китайской Народной Республики, Российской Федерации и стран Центральной Азии. «В этом отношении наиболее уязвимый Арало-Сырдарьинский бассейн, мы на 91 процент зависим от соседей, на 82% - зависим от трансграничных вод Жайык- Каспийский бассейн, на 74% Шу-Таласский, 48% Балхаш-Алакольский, 20% Ертисский и 12% Тобол Торгайский», - подчеркнул аналитик.

В свою очередь, эксперт столичного филиала Аслан Кульмагамбетов озвучил предложение разработать национальную доктрину Республики Казахстан по обеспечению питьевой воды населения Казахстана на ближайшие 100 лет. Он подчеркнул, что из-за своего географического положения наша страна обладает дефицитом водных ресурсов и своим запасом пресная воды занимает 66 место в мире. При этом Казахстан входит в десятку топ стран по объему потребляемой воды на душу населения: 11 место из 179 стран, что говорит о нерациональном использовании воды. Одной из причин тому стало отсутствие культуры потребления воды, вследствие чего существует нерациональное использование воды как населением, так и производственным и промышленным предприятиями.

«В долгосрочной перспективе фракция ОСДП предлагает 10 конкретных шагов. Первый – это разработка национально-стратегического плана развития Казахстана, в рамках которого необходима разработка национальной доктрины по обеспечению водой населения Казахстана на ближайшие 100 лет. Внедрение в законодательство положения обведения натурального водного налога для иностранных недропользователей по принципу 1 тенге прибыли взамен на 1 литр воды», - подчеркнул он.

Среди предложений фракции есть также введение справедливого тарифа на водопотребление, ужесточение требований для юридических лиц по внедрению оборотной системы при использовании воды, восстановление научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений для подготовки сопутствующих специалистов кадров и для последующей создания водной отрасли.

«Мы предлагаем также пересмотреть политику инфраструктурного развития городов и населенных пунктов с учетом строительства современных водохранилищ и внедрения новых прогрессивных технологий по водосбережению. Кроме того, разработать стратегический план внутренней миграции населения с более заселенных регионов – в менее заселенные, с учетом обеспечения питьевой воды. Не менее важный пункт – взаимодействие с соседними странами, имеющими значительные водные запасы, по вопросу предоставления своих водных ресурсов в рамках двусторонних и взаимовыгодных партнерских соглашений», - предложил Аслан Кульмагамбетов.

Проблема слива канализационных стоков в реку Акбулак снята, утверждают чиновники

Начальник отдела экологии «Астана су арнасы» Рустам Джусупов проинформировал, какая работа проводится в городе в контексте обсуждаемого вопроса.

Город растет, и для удовлетворения его потребностей в питьевой воде акиматом столицы планируется в следующем году начать строительство новой наносно-фильтровальной станции №4, которая будет расположена на левобережье. В этом году начато проектирование локальной канализационной станции, которая будет находиться в районе Сары-Арка.

Для стимулирования водосбережения с 1 июля 2023 года был поднят тариф для населения и юридических лиц, с разницей до 5 тенге за кубометр. С 1 августа текущего года тариф на водоснабжение и водоотведение поднялся в разницу в 10 тенге. «То есть получается на сегодняшний день физические лица за 1 кубический метр потребляемой воды платят 89 тенге. Мы планируем доработать программу по установлению дифференцированного тарифа и ввести его с начала следующего года», - уточнил он. Главный эксперт управления государственной экологической экспертизы и разрешений министерства экологии Нурболат Садыбек рассказал, как решается вопрос по устранению неприятного запаха от реки Акбулак, которая берет начало в индустриальном парке. В июле, в ходе встреч с населением, на эту проблему обратил внимание председатель партии ОСДП Асхат Рахимжанов.

«Акбулак берет начало в индустриальном парке. На протяжении двух лет мы проводили постоянно обход, объезд с уполномоченным органом, то есть департамент экологии, СЭЗ, Есильская бассейновая инспекция. Дело в том, что в индустриальном парке, на тот момент, буду говорить по прошлому году, сети все были не до конца достроены. Там есть порядка двух предприятий, которые сбрасывали канализацию на рельеф местности и реку Акбулак», - уточнил Нурболат Садыбек.

Департаментом экологии был наложен административный штраф и предъявлено возмещение суммы экологического и экономического ущерба. Было вынесено предписание как предприятию, так и местному исполнительному органу. «На сегодняшний день именно в индустриальном парке все сети и канализация приведены в порядок. С 1 июня этого года они переданы сейчас к нам на баланс. То есть до этого они не были у нас на балансе, они висели в воздухе. Теперь, когда акимат в лице управления коммунального хозяйства довели этот вопрос до ума, сейчас все предприятия, которые там находятся, сбрасывают стоки в централизованную канализационную систему», - подчеркнул главный эксперт управления.

Все ли объекты должны быть в государственной собственности

Заместитель директора департамента водной политики министерства водных ресурсов Марат Иманалиев обозначил позицию относительно вопроса частной собственности на водные объекты. Он пояснил, что в составе водохозяйственных сооружений выделяются гидротехнические сооружения, при помощи которых происходит управление водными ресурсами. Это плотины, гидроузлы, магистральные каналы. «Насосная станция водоканала – это стратегический объект. Насосная станция какого-то фермера, у которого есть земельный участок, которому удобно забирать воду с реки, который получил разрешение, почему он должен относиться к стратегическому объекту? Это собственность того фермера, который на законных основаниях ведет свою деятельность, которому определен лимит, которому выдано разрешение. Как мы его отнесем к государственной собственности? На каких основаниях? И вообще зачем?

Представляете, сколько у нас будет таких мелких сооружений, все в государственной собственности. Государство просто не потянет эксплуатацию этих сооружений», - отметил он. Госполитика такова, что стратегические объекты, при помощи которых происходит управление водными ресурсами, относятся к государственной собственности, а более мелкие могут быть частными. «То есть не надо бояться таких вопросов, что вот мы сейчас все раздадим в частную собственность и все развалится, пример Шымкента показательный в данном случае. Мелкие каналы оросительные, отходящие от магистральных каналов, которые находятся в государственной собственности Казводхоза, допустим, их зачем переводить в государственную собственность? Он либо в коммунальной, либо он может быть в частной собственности, за счет этого он управляет этой водой, ведет некий бизнес как фермер», - пояснил Марат Иманалиев.

По его мнению, переводить массу водохозяйственных сооружений, которые сегодня находятся в частной собственности, нецелесообразно и накладно для бюджета, так как их необходимо обслуживать. «Никакого значения они в управлении водными ресурсами не участвуют. Они участвуют только как средство забора, подачи воды, транспортировки воды. Поэтому их переводить, буквально все в государство не имеет смысла», - резюмировал он. Кроме того, эксперты обсудили возможности использования талых вод. В проекте Водного кодекса планируется создать правовую основу для строительства инженерных систем, которые предусматривают защиту от возможных паводков.

ПРЕСС-СЛУЖБА ОСДП

Смотрите также:
Депутатские запросы
04.09.2024
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС АЖАР САГАНДЫКОВОЙ МИНИСТРУ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
19.06.2024
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС А.САГАНДЫКОВОЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ РК БЕКТЕНОВУ О.А.
12.06.2024
Сайлаубай Н. Қазақстан Республикасының Оқу-ағарту министрі Бейсембаев Ғани Бектайұлына депутаттық сауал
29.05.2024
Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-Министру Республики Казахстан Бектенову О.А.
22.05.2024
Су айдындарында браконьерлікке қарсы күрестің проблемалық мәселелеріне қатысты өзінің депутаттық сауал
22.05.2024
Депутатский запрос касательно проблемных вопросов борьбы с браконьерством на водоемах
15.05.2024
Депутатский запрос А.Рахимжанова Заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан Дуйсеновой Тамаре
02.05.2024
Н.Сайлаубайдың Ауыл шаруашылығы министрі Айдарбек Сапаровқа, Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ауыл шаруашылығы техникасы бағасының өсуіне қатысты жолдаған депутаттық сауал
22.04.2024
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову по вопросам водного канала имени К. Сатпаева