Система госзакупок в Казахстане является бесконтрольной

Причина – в том, что все основные ведомства сосредоточены только в Минфине, присутствует «конфликт интересов».

Сегодня в ходе круглого стола, проведенного в центральном офисе ОСДП с участием депутатской фракции партии в Мажилисе Парламента, эксперты высказали предложения, как улучшить законодательство в сфере государственных закупок.

Эксперт в области государственных закупок, юрист Александр Круглов подчеркнул, что проблема – в консолидация всех полномочий в рамках госзакупок в одном ведомстве.

«То есть у нас уполномоченным органом в сфере госзакупок является Минфин, методологическое нормативно-правовое обеспечение осуществляет подразделение Минфина, департамент законодательства, контроль за сферой госзакупок в части соблюдения осуществляет ведомство Минфина, комитет внутреннего госаудита (КВГА) и его территориальные подразделения, департаменты (ДВГА)», - пояснил юрист.

По его словам, функционирует и единый организатор республиканского уровня, комитет казначейства, который де-юре является распорядителем государственной казны.

«Получается, что у нас все в одном ведомстве сидит. Причем бывают ситуации, когда закупки проводятся единым организатором республиканского уровня, поступают жалобы, и жалобы проверяются, естественно, подразделениями Минфина. То есть, условно говоря, правая рука проверяет левую руку на предмет нарушения. Мне неизвестен ни один случай из моей практики, где бы, допустим, ДВГА или КВГА по цепочке нашел нарушение при закупках комитета казначейства», - отметил Александр Круглов.

Эти вопросы обсуждались на площадках НПП «Атамекен», однако Минфин не поддержал предложения экспертов. Они заключались в том, чтобы сферу контроля отдать в ведение Высшей аудиторской палаты.

«Для нормативного обеспечения необходимо создавать отдельное ведомство, условно мы его назвали Агентством по государственным закупкам, которое бы занималось сопровождением и нормативно-правовым обеспечением. Самое главное, оно должно быть не в правительстве, а в прямом подчинении президенту республики, чтобы не было никакого давления, то есть никакого телефонного права, которое, к сожалению, у нас развито», - подчеркнул эксперт.

Кроме того, выделяется проблема низкого качества самих правовых актов, аутентичности текстов на государственном и русском языках.

«Допустим, в части финустойчивости есть очень серьезное противоречие. Казахская и русская версии 40 пунктов действующих правил отличаются. Казахская версия говорит о том, что финустойчивость применяется на госзакупки, проводимые способом конкурса и аукциона. При этом русская версия говорит, что финустойчивость применяется на все госзакупки. Есть прямая позиция Конституционного совета, что наличие неаутентичности текстов влечет невозможность применения норм права на практике. У нас же на самом деле все это применяется», - подытожил Александр Круглов.

Эксперт считает, что при Минфине необходимо создать научно-консультативный совет с включением экспертов, для выработки предложений.

Кроме того, экспертами были озвучены технические вопросы, касающиеся сферы государственных закупок, на которые ответил директор департамента законодательства государственных закупок министерства финансов РК Ерлан Сеитов.

ПРЕСС-СЛУЖБА ОСДП