Новости

Поделиться

Как известно, граждане Казахстана в общей сложности оплачивают множество налогов и отчислений. В бюджет поступают индивидуальный подоходный налог, социальный налог, корпоративный подоходный налог, земельный налог, налоги на добавленную стоимость, на транспорт, имущество.

При этом огромные средства проходят и мимо бюджета, поступая в соответствующие фонды. Это, например, отчисления по обязательному социальному медицинскому страхованию, пенсионные и социальные отчисления, для предпринимателей - обязательные членские взносы в НПП «Атамекен». Или таможенные пошлины, утилизационные сборы, оплачиваемые в частную компанию «Оператор РОП». (Последняя в наше время особенно на слуху – в частности, вызывая справедливое возмущение владельцев автомашин с иностранными номерами, поскольку оплата утилизационного сбора увеличивает стоимость их ввоза практически вдвое).

Остальные виды налогов, таких как акциз, рента и прочие перечислять нет смысла. Гораздо важнее отметить следующее. Оплата отчислений, сборов и взносов прописана законами и нормативными правовыми актами, конкретно указаны бенефициары (получатели денег) – иными словами, в этой среде, где вращаются гигантские средства, отсутствуют даже признаки конкуренции. Более того, эти деньги по сути не подконтрольны государственным органам. Если бюджетные средства прописываются в законе о бюджете, есть хоть какая-та открытость и контроль со стороны Счетного комитета, отчет которого утверждается парламентом, то получатели взносов, отчислений и сборов нанимают частную аудиторскую компанию и этой «проверкой» ограничиваются. А, как известно, кто платит за музыку, тот...

При этом местные проблемы в стране не решаются десятилетиями, а в городах ежегодно и бессмысленно меняют бордюры и акимы имеют по несколько дорогих служебных автомобилей. Несложно увидеть - лизоблюдство чиновников и всевозможные коррупционные составляющие возникают по той причине, что основная часть налоговых отчислений уходит в республиканский бюджет. Поэтому акимам приходится доказывать и убеждать президента, премьера, минфин в том, что им позарез нужны деньги на реализацию каких-либо проектов - поэтому и создана Республиканская бюджетная комиссия, призванная, разбираться в хитросплетениях подобных запросов. И итоговая неэффективность этой работы налицо.

Между тем, всего этого можно избежать, если такие налоги как НДС и КПН распределять поровну между бюджетами республики, области, района и населенного пункта. Пример: налогоплательщик НДС из села Акадыр Шетского района, Карагандинской области оплатил 100 000 тенге. Раз правительство нацелено на цифровизацию, то предлагаем разработать инструмент, который распределит эту сумму на все уровни бюджета: по 25 тысяч тенге бюджетам Акадыря, Шетска, Карагандинской области, республики. НДС, оплачиваемый при растаможке товаров, полностью оплачивается в республиканский бюджет.

Есть все основания полагать, что данная мера позволит акимам решать кучу навалившихся проблем на своих местах, согласовав эту процедуру, как предусматривает ст.9-1 Бюджетного кодекса, с собранием местного сообщества и заручившись утверждением со стороны местных маслихатов. Вряд ли будет преувеличением сказать, что именно такое новшество бюджетного процесса заложит финансовую основу демократических процессов – развития местного самоуправления, усиления полномочий местной представительной власти, выборности акимов всех уровней.

Талгат Омаров, член Президиума ОСДП 

Столичный филиал

siteг. Нур-Султан

site+7 707 527-07-54

siteastana@osdp.kz


Филиалы в регионах

Контакты

г. Нур-Султан, ул. Т. Шевченко 10/1,
офис-3

Будьте в курсе событий

Сделано в IMA - создание и продвижение сайтов