Новости

Поделиться

Согласно Государственной программы по форсированному индустриально-инновацинному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг. была утверждена Правительством Казахстана – Программа по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республике Казахстан. В 2011 году была создана СЭЗ «Сарыарка» с целью извлечения прибыли и насыщения рынка как Республики Казахстан, так и зарубежных рынков конкурентосопособными товарами, а также оказания услуг.

На данный момент все структуры, связанные с экономической сферой работают над привлечением инвесторов и инвестиций в Казахстан. Используя имеющуюся инфраструктуру СЭЗ позволяет инвесторам значительно снизить издержки на создание нового производства. Промышленная СЭЗ «Сарыарка» – это обширная территория, расположенная в крупном промышленном регионе страны (что, к слову, принципиально отличает нашу СЭЗ от аналогичных).

Такая территория сформирована по четкому географическому принципу, основными критериями которого становятся близость к ресурсной базе, необходимой для организации того или иного производства и доступ к основным транспортным артериям.

Режим свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах СЭЗ:

- без уплаты таможенных пошлин и НДС;

- отмена экспортных пошлин на вывоз произведенной продукции;

- освобождение от налога на имущество с момента постановки имущества на учет и от земельного налога с момента возникновения права собственности на земельный участок.

Кроме льгот, предусмотренных для всех СЭЗ, в республике предусмотрено полное освобождение от уплаты транспортного налога, подлежащего зачислению в бюджет республики.

По официальной информации взятой с сайта в данное время на Карагандинской СЭЗ работает 9 предприятий трудоустроено 947 человек. 8 предприятий было открыто до 2014 года, 1 после 2014 года.

Например в Республике Белорусь. СЭЗ «Брест» была создана в 1996 году. Через год зарегистрировано максимальное количество резидентов – 35. В том числе, такие предприятия как СП «Санта Бремор» ООО, ЗАО «Инволюкс», УПП «Пинскдрев-Евро-Мебель», ЗАО «Пинскдрев», УП «СТиМ».

По официальной информации по состоянию на 2020 год в СЭЗ «Брест» зарегистрировано 74 резидента, в том числе 47 с участием иностранного капитала. На предприятиях СЭЗ работает 22,4 тыс. человек. С момента образования общий объем инвестиций составил около 1,8 миллиардов долларов США. За 2020 год субъекты хозяйствования СЭЗ экспортировали товаров на сумму 770 млн. долларов, а география экспорта включает 80 стран мира. По сравнению с 2019 года объем производства промышленной продукции увеличился на 14,2% и достиг Br2,6 млрд. Инвестиции в основной капитал выросли на 29,4%, до Br187 млн. Прямые иностранные инвестиции на чистой основе – на 70,2%, до $42,5 млн.

Так почему же при одинаковых условиях в СЭЗ «Брест» работают 74 предприятия на которых работают 22 тысяч человек у нас же 9 предприятий на которых работает 947 человек. Почему акиматы занимаются не свойственными функциями, госслужащие занимают должности в квазигосударственных компаниях, получают заработную плату из бюджета и не стремятся привлекать инвесторов.

Но вопрос как поставлена работа? Доподлинно известно, что в подразделении АО «Нацкомпания Сарыарка» в городе Караганда, по утвержденному плану мероприятий в данной государственной организации на квартал, сотрудники должны прозвонить в другие государства 20 звонков в квартал. Когда стоит задача из года в год форсировать индустриальное развитие экономики Казахстана.

Примерно до середины августа 2014 г. команда работавшая в Управляющей компании АО «Караганда Инвест» делала в день более 30 звонков в другие государства, и это прозвоны к потенциальным инвесторам, не считая обслуживания текущих инвесторов, и выездов за рубеж.

Например, уголовные дела 2014-2015 года над руководителями Карагандинского областного акимата, управляющей компании СЭЗ, АО «Караганда Инвест» отпугнули потенциальных инвесторов арабского Эмирата Аджман. В своем письме одному из руководителей АО Эмир отметил и написал, что не видит в связи с этим перспектив на дальнейшую работу в Казахстане. Эмир со своей командой донес и в другие Арабские Эмираты, но и в другие арабские страны, и страны Персидского залива.

В своем послании 1 сентября 2021 года Президент РК Токаев К.К. заявил, что все кто сомневается в курсе главы государства, не справляется с работой, возможно, хотят каким-то образом отсидеться, уклоняются от выполнения поручений Президента, мне кажется, должны уйти с занимаемых постов.

Как видно из последних выступлений главы государства в условиях глобальной пандемии, сокращение рабочих мест, сокращение заработных плат, ухудшение социально экономического положения населения многие региональные госслужащие РК не справляются со своими обязанностями.

К 2050 году Европа полностью откажется от нефти и газа, как известно более 50 % экспорта Казахстана является нефть и газ, что более усугубит социально экономическое положение населения.

Уже необходимо искать новые точки роста экономики. Новыми точками роста экономики может быть приход иностранных высокотехнологических компаний и открытия их производственных филиалов СЭЗ, параллельное открытие своих предприятий.

Необходимо разработать стратегические государственные программы по привлечении иностранных инвесторов именно делая уклон на перерабатывающую промышленность, IT-технологии (в связи с последним бумом майнингом криптовалют), производство различных типов процессоров, чипов (так как на сегодняшний день в мире большая нехватка данной продукции, Так же у нас в городе Караганда находится завод по производству кремния из которых делают данную продукцию на сегодняшний день в мире ежегодно дефицит металлургического кремния составляет около 200 тысяч тонн, СЭЗ РК находятся в самых наилучших условия), телекоммуникационного оборудования, в сфере энергетики.

Самое ближайшее время необходимо:

1. Разработать стратегическую программу привлечение высокотехнологических международных корпораций для работы на Казахстанских СЭЗ (Тесла,Cisco и тд);

3. Привлечь и назначить на должности по органам СЭЗ работоспособных руководителей и сотрудников для нормализации работы СЭЗ;

4. Переподчинить все СЭЗ Республики Казахстан напрямую президенту Республики Казахстан как стратегически важное направление развития страны с назначением на должность председателя совета директоров одного из помощников Президента;

5. Внедрить международные стандарты типа ISO 9004;

6. Необходимо чтобы в СЭЗ, все судебные споры решались только в рамках английского права;

Так как особая экономическая зона как инструмент повышения конкурентоспособности, с целью ОЭЗ: решение экономических, социальных, технических и других задач. Можно дать множество других направлений, так как по кластерам всем СЭЗ по Казахстану дали ограничение.

Расул Токсамбаев, член Молодежного крыла ОСДП  

Столичный филиал

siteг. Нур-Султан, ул. Шевченко 10/1, офис 203

site+7 701 653-24-37

siteastana@osdp.kz


Филиалы в регионах

Контакты

г. Нур-Султан, ул. Шевченко 10/1,
офис 203

Будьте в курсе событий

Сделано в IMA - создание и продвижение сайтов