Число стихийных свалок строительных отходов в Астане достигло 700

Новых домов становится больше, но строительные отходы уходят в неизвестном направлении

Учитывая бурно растущие темпы строительства в столице, большую часть отходов в городе создают строительные организации. И несмотря на то, что отрасль уверенно отражает показатели роста, объем строительного мусора, завезенного на полигон Астаны, с каждым годом снижается.

Так, в 2022 году власти Астаны сдали рекордные для города 3 миллиона квадратных метров нового жилья.

На недавнем заседании круглого стола, организованного Общенациональной социал-демократической партией (ОСДП), эксперт в области управления отходами Аслан Кульмагамбетов привел факты, что объем строительных отходов, ввезенных на городской полигон, с каждым годом сокращается.

Так, если в 2017 году было завезено около 210 тысяч строительных отходов, в 2018 году их объем сократился более чем в два раза – до 98 тысяч. В 2022 году этот показатель и вовсе составил 50 тысяч тонн, в этом году складывается почти такая же картина. При любом строительстве разрабатывается рабочий проект, в котором есть раздел, касающийся оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). В ней должен быть заложен объем отходов, которые образуются при строительных работах, и заложены средства на транспортировку мусора до полигонов.

Но так как на практике законодательные экологические нормы не действуют, столичный акимат выделяет более 100 млн тенге в год на ликвидацию этих свалок, в том числе – на проведение субботников.

По данным экспертов, число стихийных строительных свалок в главном городе страны с каждым годом растет. Если в 2017 году их насчитывалось 58, в 2020 году – 228, в прошлом году их было 551, в 2023 – более 700.

Нынешняя система госрегулирования не позволяет изменить ситуацию. Штрафы неэффективны, так как сотрудники Министерства внутренних дел могут привлекать нарушителей, создающих несанкционированные свалки, только по статье 505 Экологического кодекса, по которой предусмотрены незначительные штрафы: 20 МРП (около 70 тысяч тенге) для физических лиц, и за повторное нарушение – 30 МРП (около 100 тысяч тенге». Поэтому нарушителю в лице мусоровозящей организации легче заплатить штраф, нежели соблюдать закон.

Система управления строительными отходами отсутствует

Общественные организации бьют тревогу: в Казахстане отсутствуют методика расчета образования строительных отходов. Исполняющая обязанности руководителя департамента государственной политики по управлению отходами Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК (МЭГПР) Динара Ажигалиева этого не отрицает. По мнению Аслана Кульмагамбетова, отсутствие методики не позволяет сделать расчеты, сколько средств необходимо для утилизации отходов и какие нужны мероприятия. Более того – даже законопослушным застройщикам сегодня некуда везти строительный мусор, так как в 351 статье Экологического кодекса перечислены 20 видов отходов, которые запрещается принимать для захоронения на полигонах. Среди них значатся и строительные отходы.

И.о. руководителя департамента государственной политики по управлению отходами отметила, что 351 статья была инициирована еще в 2016 году, и пояснила, почему она была разработана.

«Во-первых, мы знаем, что строительные отходы не перерабатываются, и мы знаем, в каком состоянии находятся наши полигоны ТБО. Соответственно, если размещать строительные отходы в том объеме, в котором они будут образовываться, на полигонах ТБО, то мы понимаем, что их заполняемость будет намного быстрее. Соответственно, поэтому статья 351 и была внедрена, но она вступила в силу не сразу. Она должна была вступить в силу в 2019 году, но из-за того, что акиматы не были готовы, было инициировано, что эта норма вступит в силу с 2021 года. Сейчас коллегами инициируется дополнительный вопрос о том, чтобы снова ввести отлагательную норму по данной статье до 2027 года. Это возможно», - сообщила Динара Ажигалиева. При этом профильный департамент против исключения данной статьи из Экологического кодекса.

«Статью 351 по запрету на захоронение строительных и пищевых отходов нужно отложить до 2027 года – до тех пор, пока инфраструктура по всем областям и городам республиканского значения не будут готова, потому что сейчас у нас только по Астане и Костанаю есть полигоны, другие регионы у нас вообще не готовы», - проинформировала глава департамента.

Между тем, руководитель столичного филиала ОСДП Талгат Омаров убежден, что эта норма является коррупционной.

«В соответствии с 351 статьей, нельзя принимать на полигон пищевые, строительные отходы, металл и стекло, и все остальное. На основании этого любой проверяющий может прийти на любой полигон, и оштрафовать за наличие стекла, металла или пластика. Что остается делать полигону? Не принимать мусор со всего города, который не сортируют? Ему легче откупиться и работать дальше», - пояснил он.

В Казахстане нет полигонов, которые могли бы принимать и перерабатывать строительные отходы

По словам председателя «Ассоциации практикующих экологов» Лауры Маликовой, строительные компании ежегодно сдают отчет по инвентаризации опасных отходов. В них же отражается информация по объему строительных отходов. По этим данным, в 2020 году в Астане образовалось 398 тысяч тонн строительных отходов, куда входят бетон, кирпич, древесина, гипсокартон, и другие отходы. «Мы были в составе рабочей группы по принятию нового Экологического кодекса, и неоднократно поднимали вопрос о том, что преждевременно вводить запрет на захоронение строительных отходов, потому что у нас нет инфраструктуры», - считает она.

Инфраструктура по переработке строительных отходов есть только в Костанае и в Астане, где в марте 2023 года запустили санкционированную площадку по приему и переработке строительных отходов «Северная гряда». Ее строительство велось с 2017 года. «По официальным данным, на данном участке установлен дробильный комплекс мощностью 196 тысяч кубометров в год, и установленный тариф на прием строительных отходов составляет 1300 тенге за тонну. Этот тариф установлен без обоснования научно-исследовательских работ (НИР). Мы неоднократно обращались к управлению природных ресурсов, запрашивали, откуда эта цифра взялась, однако обоснований нет», - уточнила Лаура Маликова.

Вторая проблема – в техническом задании было требование о наличии лицензии для приема опасных строительных отходов группы №17.

«Когда эту услугу выносили на госзакуп, не было квалификационных требований потенциальным участникам в части опыта работы на полигонах. И в результате выиграла компания, которая была создана буквально за месяц до этого тендера. Я полагаю, что там аффилированность тоже есть с госслужащими в управлении природных ресурсов, правоохранительные органы здесь должны поработать. Чей это друг, чей это одноклассник? То есть это попахивает коррупцией», - считает эксперт. По ее мнению, запрет на захоронение строительных отходов – абсурдная норма. «Если мы говорим про кирпич, про какие-то виды, которые можно переработать из него новые получить, да, но есть другие, например, теплоизолирующие материалы, их невозможно переработать. Что с ними делать? Только захоранивать», - уточнила председатель ассоциации.

Ассоциация предлагает пересмотреть тариф на прием и переработку строительных отходов, который сегодня составляет 1300 тенге, с обоснованием и с проведением научно-исследовательских работ. По предварительным данным, с учетом всех расходов и уровнем инфляции, расходы должны составлять не менее 2500 тенге за тонну. Председатель Ассоциации KazWaste Шынболат Байкулов согласен, что наблюдается перекос по тарифной политике.

«Хороший вопрос управлению природопользования Астаны, как образуется цена в 1300 тенге за тонну. Когда акиматом был объявлен конкурс, никто из трех действующих мусоровывозящих компаний не мог выйти, потому что это ниже себестоимости», - считает эксперт.

По его данным, в настоящее время цены составляют 4,5-5,5 тысячи тенге за вывоз одной тонны строительных отходов, при себестоимости – около 3,5-4 тысяч тенге. «И когда предлагается городом вывозить за 1300 тенге, естественно, логики здесь никакой нет. Тем не менее, какая-то компания выигрывает тендер, которая, как мы слышим, впоследствии повышает тариф на смешанные оходы в два раза», - пояснил Шынболат Байкулов.

Мусор на стройплощадках не сортируется

Немаловажной проблемой, которая является преградой для переработки мусора, является отсутствие сортировки мусора на строительных объектах. Пищевые отходы и пластиковая посуда, которая остается после трапезы строителей, сбрасывается в один контейнер, который содержит такие ценные фракции, как кирпича, гипсокартон, газоблок, которые впоследствии могли быть переработаны и возвращены в оборот.

По его сведениям, в настоящее время в Казахстане строится 600 объектов, от которых в среднем образуется около полумиллиона тонн отходов, но фактически на полигон поступает не менее 50 тысяч тонн.

«Это означает, что 450 тысяч тонн идет в лесополосу ежегодно. Сумма тарифа на ликвидацию несанкционированных свалок выросла вдвое – со 125 миллионов до 250 миллионов тенге. Это сумма, которую акимат города тратит для ликвидации свалок. Не легче ли этот бюджет направить на приведение в порядок, во-первых, полигона «Северная гряда». Мы еще на этапе его ввода в эксплуатацию посещали этот объект и высказывали свои сомнения в применявшейся там геомембране, которая пропускает воду», - предложил глава KazWaste.

«В «Северной гряде» нет оборудования для отделения строительных отходов от пищевой фракции. Это специальные вибро столы, вибро грохоты, которые могут разделить их пофракционно за счет плотности или за счет разного веса этих строительных отходов», - уточнил эколог.

Партия ОСДП продолжает держать этот вопрос на контроле.

Смотрите также: