ЧП с ГЧП

Государственно-частное партнерство в Казахстане набирает обороты Но из-за отсутствия прозрачности в этой сфере эти проекты не всегда работают во благо, а создают почву для коррупции.

Сегодня Азиатский банк развития презентовал «Обзор государственно-частного партнерства», в центре внимания которого была ситуация в Казахстане. В целом, эти проекты позволяют разгрузить государственный бюджет и решить ряд проблем, которые требуют больших инвестиций.

На сегодняшний день 90% ГЧП проектов приходится на три основные отрасли: образование, здравоохранение, а также энергетику и ЖКХ.

По словам управляющего директора АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Айдоса Кобетова, если лет десять назад, проекты ГЧП можно было посчитать на пальцах одной руки, то сейчас они представлены практически во всех направлениях и отраслях, а количество договоров на 1 мая 2023 года достигло 1085 на общую стоимость 2,1 трлн тенге, это примерно эквивалентно 5 млрд долларов США.

При этом на этапе планирования находится 152 проекта стоимостью около 1 млрд долларов.

С одной стороны, все от этих процессов только выигрывают: народ получает обновленные коммунальные сети и социальную инфраструктуру, государство снимает с себя это бремя ответственности, а инвесторы – в течение длинного периода времени стабильное финансирование и доход, если бы эти проекты не реализовывались с поправкой на менталитет казахстанских чиновников.

После проведения анализа эффективности ГЧП проектов аналитики АБР пришли к выводу, что в этой системе нет прозрачности. И это в 2019 году подтвердили в Генеральной прокуратуре, Счетном комитете, Министерстве финансов и Национальной палате предпринимателей «Атамекен», а Американская торговая палата в Казахстане и Grata International в 2020 году опубликовали статью, в которой остановились на этой проблеме более подробно.

Так, в 2011 году правительство утвердило Программу развития государственно-частного партнерства на 2011–2015 годы. Но после ее завершения никаких других директивных документов о ГЧП не было принято, и с тех пор развитие ГЧП в Казахстане было хаотичным и не очень успешным.

Из 813 договоров ГЧП (по состоянию на 1 сентября 2020 года) только 9 являются проектами национального уровня, а 803 являются муниципальными или региональными. А почему? Скорее всего, чиновники на местах быстро поняли, что есть «кормушка». В то время как проекты ГЧП на национальном уровне и концессионные проекты в Казахстане осуществлялись под надзором многих контролирующих государственных структур, в регионах этот процесс был менее строгим.

«Таким образом, региональные проекты приобрели общее представление о том, что модель ГЧП – это простая, единовременная возможность получить доход, поддерживаемый государством, на срок до 30 лет», - сделали вывод аналитики Grata International.
Львиная доля ГЧП-проектов была реализована путем прямых переговоров и без проведения конкурса, а не в соответствии с Законом о государственных закупках, в соответствии с которым требуется проведение открытого тендера. Тот факт, что более 50% договоров ГЧП, заключенных к концу 2019 года, были заключены при наличии одного участника (без открытого тендера), вызывает серьезные опасения.

Поэтому многие региональные проекты ГЧП за последние четыре года связаны с коррупцией – например, печально известный случай в Мангистауской области в 2019 году, когда заместитель главы региона был приговорен к десяти годам лишения свободы за «защиту» иностранного инвестора, который предложил построить ледовый стадион в Актау по модели ГЧП.

Еще одним негативным результатом отсутствия национальной стратегии ГЧП является неправильное представление общества о том, какие проекты ГЧП действительно необходимы. Это означает, что многие хорошие проекты, реализуемые иностранными инвесторами, не получают поддержки, потому что государственные чиновники не хотят брать на себя ответственность за них.

И наконец ситуация, когда государство запускает даже на стратегические проекты частный сектор нередко оборачивается обратной стороной, ведь частник стремится лишь извлечь максимальную выгоду, не задумываясь о вопросах национальной безопасности или негативных социальных последствий в будущем.

Партия ОСДП продолжит держать данную ситуацию под контролем. Тем более, что в ближайшее время госорганы намерены внести в Парламент РК законопроекты для внесения изменений в законодательство по вопросам ГЧП.

Максут Насибулов, член Политсовета ОСДП

Смотрите также:
Депутатские запросы
02.05.2024
Наурыз Сайлаубайдың Ауыл шаруашылығы министрі Айдарбек Сапаровқа, Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ауыл шаруашылығы техникасы бағасының өсуіне қатысты жолдаған депутаттық сау
22.04.2024
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову по вопросам водного канала имени К. Сатпаева
22.04.2024
Наурыз Сайлаубайдың Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ипотекалық бағдарламалар жөнінде жолдаған депутаттық сауалы
13.03.2024
Біздің депутаттық сауал Премьер-Министр О.А.Бектеновке
13.03.2024
Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-министру О.А.Бектенову
31.01.2024
ҚР Оқу-ағарту министрі Ғани Бектайұлы Бейсембаевқа депутаттық сауал
31.01.2024
Депутатский запрос члена фракции ОСДП Ажар Сагандыковой Министру просвещения РК Гани Бейсембаеву
24.01.2024
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРДІҢ БІРІНШІ ОРЫНБАСАРЫ Р. СКЛЯРҒА ДЕПУТАТТЫҚ САУАЛ
17.01.2024
Депутатский запрос А.Рахимжанова Министру труда и социальной защиты населения РК Жакуповой С. К.