Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-министру РК А. Смаилову

Премьер-министру Республики Казахстан Смаилову А.А.

Уважаемый Алихан Асханович!

Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана 1 сентября 2022 года отметил, что была проведена оценка эффективности всех специальных экономических зон (СЭЗ), и поручил правительству перейти к принципиально другой политике их развития.

Изначально они создавались для ускоренного развития современных высокопроизводительных производств, внедрения новых технологий в отраслях экономики. Но давайте посмотрим, что происходит реально?

Агентством по защите и развитию конкуренции РК был проведён анализ деятельности социально-предпринимательских корпораций (СПК) во всех 20-ти регионах, который показал, что в большинстве регионов на территории СЭЗ размещены коммерческие проекты – автомойки, рестораны, бани, АЗС, коттеджные городки. Хотя, напомним, они создавались прежде всего для создания инновационных проектов.

За последние пять лет только в СПК «Астана» 70% участков выделено именно под строительство жилья и нежилых помещений.

Участки предоставляются вне конкурсных процедур, без каких-либо критериев приятия решений, при непосредственном обращении предпринимателей в СПК или акимат. Между тем, данная практика противоречит Земельному и Предпринимательскому кодексу, запрещающему внеконкурсное выделение участков через СПК для реализации проекта, не являющихся инвестиционным (производство товара) или инновационным (создание нового продукта).

При этом, несмотря на безвозмездное получение земельных участков и освобождение от налоговых и таможенных сборов, застройщики реализуют жилье по текущим рыночным ценам. Государство, в свою очередь, не выставляет застройщикам каких-либо встречных обязательств, хотя только за 2011-2020 годы они получили льгот на сумму 215 млрд тенге.

Ввиду отсутствия конкурса СПК произвольно определяют стоимость участка и сумму возмещения государству. Из-за отсутствия контроля за деятельностью СПК эти используются не по назначению.

Удивляет также то, что два крупнейших застройщика столицы не относятся к числу монополистов. Антимонопольное ведомство установило, что доля BI Group и BAZIS на рынке не превышает 35%. Это происходит по двум причинам: первое – большая часть рынка долевого строительства работает в тени. Из-за сложившейся практики антимонопольные органы проверяют лишь объекты, на которые акиматами дано разрешение. Но фактически построенных объектов втрое больше, чем по документам.

Второе – застройщики часто продают свои квартиры через подставные частные компании, и доказать их аффилированность не всегда возможно.

Поэтому пока этот рынок не будет оцифрован, меры антимонопольного контроля практически невозможны.

С учетом изложенного предлагаем отменить внеконкурсный порядок предоставления земельных участков, в том числе через СЭЗ, за исключением производственных проектов, и регламентацию деятельности СПК в части выделения участков.

И это лишь одна часть проблем функционирования СЭЗ.

По экспертным оценкам, несмотря на затраченные усилия и средства, на сегодня далеко не все СЭЗ работают в должном режиме, и они не стали драйверами экономического и технологического развития страны, как планировалось при их создании.

Поэтому считаем необходимым провести мониторинг выполнения условий договоров об осуществлении деятельности СЭЗ и договоров об осуществлении непрофильной деятельности на территории специальных экономических зон, и ответить на ряд вопросов (на каждый из них просим предоставить полную информацию по каждой СЭЗ):

  1. Сколько средств было выделено на создание специальных экономических зон с момента их создания? Каков экономический выхлоп на каждый потраченный тенге?
  2. Сколько налогов они оплачивают ежегодно, по годам?
  3. Какие льготы предоставляются на территории данных зон? Каков эффект от предоставляемых на территории СЭЗ налоговых льгот?
  4. Какова сумма содержания аппарата СЭЗ?
  5. Какие инновационные проекты созданы на территории специальных экономических зон, какие территории они занимают? Сколько рабочих мест было создано с их помощью?

Ответ о позиции Правительства по озвученным вопросам просим дать в установленном порядке.

Депутаты Мажилиса Парламента РК,

члены фракции ОСДП

Смотрите также:
Депутатские запросы
02.05.2024
Наурыз Сайлаубайдың Ауыл шаруашылығы министрі Айдарбек Сапаровқа, Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ауыл шаруашылығы техникасы бағасының өсуіне қатысты жолдаған депутаттық сау
22.04.2024
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову по вопросам водного канала имени К. Сатпаева
22.04.2024
Наурыз Сайлаубайдың Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ипотекалық бағдарламалар жөнінде жолдаған депутаттық сауалы
13.03.2024
Біздің депутаттық сауал Премьер-Министр О.А.Бектеновке
13.03.2024
Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-министру О.А.Бектенову
31.01.2024
ҚР Оқу-ағарту министрі Ғани Бектайұлы Бейсембаевқа депутаттық сауал
31.01.2024
Депутатский запрос члена фракции ОСДП Ажар Сагандыковой Министру просвещения РК Гани Бейсембаеву
24.01.2024
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРДІҢ БІРІНШІ ОРЫНБАСАРЫ Р. СКЛЯРҒА ДЕПУТАТТЫҚ САУАЛ
17.01.2024
Депутатский запрос А.Рахимжанова Министру труда и социальной защиты населения РК Жакуповой С. К.