Такой запрос сегодня в ходе пленарного заседания Мажилиса огласила депутат от ОСДП Ажар Сагандыкова. Запрос адресован премьер-министру Олжас Бектенов.
Общенациональная социал-демократическая партия проанализировала подзаконные акты в сфере управления государственным имуществом, и пришла к выводу, что в них отсутствует прозрачность.
«Возьмем Правила передачи государственного имущества в доверительное управление и Типового договора доверительного управления государственным имуществом, утвержденное Приказом Министра национальной экономики РК от 16 января 2015 года №17. В них предусмотрены несколько путей передачи в доверительное управление», - отметила народная избранница.
Первый путь – предоставление объекта в доверительное управление без проведения тендера, на основании заявления на предоставление объекта в доверительное управление.
«Заявление оформляется в произвольной форме. Передача без проведения тендера предусмотрена по 17 пунктам, в числе которых передача: газопроводов и объектов электро-энергоснабжения; государственных информационных систем; объектов культуры в виде комплексов, включающих здания, сооружения, оборудования и иное имущество, созданных для развития оперного и балетного искусства, общей площадью не менее 40 000 квадратных метров, и другие. Как это понять, без тендера? Под кого это «заточено»?», - задала вопросы Ажар Сагандыкова.
Второй и третий способы включают открытый и закрытый тендеры. Закрытый включает ограниченный круг участников, определяемый тендерной комиссией на основании предложений заинтересованных государственных органов.
«Значит, госорган пишет письмо и указывает одну ТОО, который «достоин» участвовать в закрытом тендере на его субъективный взгляд, и эта компания участвует в закрытом тендере?! Да и не это главное, тут надо ставить вопрос о том, кто определяет условия передачи объекта в доверительное управление и источник возмещения расходов доверительного управляющего», - пояснила депутат.
Условия передачи объекта в доверительное управление определяет тендерная комиссия, в состав которой включаются представители учредителя, органа управления, и (или) представительных органов и других государственных органов, и их территориальных подразделений, НПП «Атамекен» (в Комиссии при местных исполнительных органах либо аппаратах акима города районного значения, села, поселка, сельского округа), местных сообществ и иных организаций.
«Одним словом, «ИЛИ» Миннацэкономики дает право не включать в состав тендерной комиссии представительные и государственные органы, НПП «Атамекен», местные сообщества и иные организации. Партия ОСДП требует пересмотреть Правила передачи государственного имущества в доверительное управление и Типового договора доверительного управления государственным имуществом», - подчеркнула Ажар Сагандыкова.
По предложению фракции ОСДП, необходимо осуществлять передачу в доверительное управление государственных объектов, исключив появление частных монополистов. Передача в доверительное управление государственных объектов в частные руки должна: 1) исключить нагрузку на государственный бюджет; 2) иметь конкретную экономическую отдачу. Смысл должен заключается в повышении его эффективности и увеличении вклада в национальную экономику и социальную сферу общества; 3) отвечать принципам открытости проведения тендеров и принципа предупреждения коррупционных рисков.
ПРЕСС-СЛУЖБА ОСДП