Однако многие родители отказываются от участия их детей в психологическом сопровождении в школах
По данным комитета по обеспечению качества в сфере образования министерства просвещения, в детской среде проблема аутоагрессивного поведения и суицидов среди детей и подростков стабильно высокая: 2020 год – 144 (307 попыток), 2021 год – 175 (373), 2022 год – 155 (309).
Кроме того, в 2022 году 719 несовершеннолетних стали жертвами преступлений против их половой неприкосновенности (2020 год – 833, 2021 год – 920).
Уже несколько лет в общеобразовательных школах Казахстана родителям предоставляется бланк психологического сопровождения, в котором они могут дать согласие, или отказаться от него. Родители и педагоги Павлодара обеспокоены возможными негативными последствиями, которые может вызвать неосторожно подписанный документ.
Панельная дискуссия «Реальность и опасности» о том, как отсутствие психологического сопровождения влияет на состояние детей, было проведено павлодарским филиалом Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) в зале областной универсальной научной библиотеки имени С. Торайгырова.
Дети, родители которых отказались от психологического сопровождения, лишают ребенка присутствия на таких классных часах, как «Профилактика буллинга и агрессивного поведения», «Отказ от вредных привычек», «Профилактика вступления в деструктивные религиозные течения», «Предотвращение жестокого обращения с детьми» и другие. Дети, родители которых необдуманно отказываются от психологического сопровождения, могут подвергнуть опасности себя и окружающих.
Немотивированные отказы от психологического сопровождения мешают полноценному оказанию спектра важных психологических услуг, включающих в себя: психодиагностику, психокоррекцию, наблюдение и беседы. Отказники и их семьи выпадают из поля зрения психолога, предоставлены сами себе, что способствует разобщению школьного коллектива. Неосторожное внедрение документа о согласии и отказе от психологического сопровождения подрывает важность воспитательной работы школы с детьми и их семьями, а без того сложная работа психолога усложняется сбором отказов и согласий, что особенно проблематично проводить во время учебного года в школах с большим количеством учеников.
Разумеется, безопасность детей зависит не только от заполнения родителями вышеуказанного бланка. Даже при условии тесного сотрудничества школ с родителями невозможно застраховать ребенка от всех несчастных случаев. Но то, что между бюрократическими моментами, начавшимися примерно в период возникновения ковида и ростом ухудшения качества образования, и ухудшением эмоционального состояния детей существует взаимосвязь, понятно каждому, особенно это заметно педагогам в школах. Ответственность за детей разделяют школа и родители.
Для отказа от психологического сопровождения должна быть серьезная причина. Такие случаи необходимо решать коллегиально, с привлечением дополнительных специалистов, либо создавать советы хотя бы на уровне администрации школы. Павлодарский филиал ОСДП