Почему правительство оставило в бюджетном процессе благодатную почву для развития коррупции

Депутат ОСДП предлагает установить запрет на использование средств, перешедших в резерв правительства в результате неосвоения, на другие цели

Об этом сегодня в ходе пленарного заседания Мажилиса Парламента РК, в ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении «О проекте Бюджетного кодекса Республики Казахстан», сообщил депутат Мажилиса, председатель Общенациональной социал-демократической партии Асхат Рахимжанов.

«При рассмотрении отчёта правительства за 2022 год обсуждалась ещё одна системная проблема, когда по причине неясной, размытой формулировки из резерва правительства выделялись средства на неотложные нужды на самые различные проекты и мероприятия, хотя они должны были отражаться и планироваться в самом республиканском бюджете», - отметил депутат.

Так, например, из резерва правительства было выделено 50 миллиардов тенге на увеличение уставного капитала АО НУХ «Байтерек» для финансирования предприятий обрабатывающей промышленности.

«Проект Бюджетного кодекса не включает норм по решению этой проблемы. Соответственно, и размеры своего резерва правительство не ограничивает, оставляя формулировку о его установлении в законе «О республиканском бюджете». Казалось бы, и размер резерва обсуждается в парламенте, и депутаты голосуют за принятие бюджета. Но что происходит дальше? Дальше происходит следующее.

Неосваиваемые госорганами средства различными корректировками перенаправляются в резерв правительства, неиспользование которого не считается неосвоением. Далее уже по своему усмотрению эти средства перераспределяются», - подчеркнул Асхат Рахимжанов.

Он подчеркнул, что усматривает здесь два негативных момента: первое, остаётся благодатная почва для развития коррупции; второе, имеется риск неэффективного использования бюджетных средств.

«Мало того, что есть норма об увеличении размера резерва правительства в случае его полного использования, и вариант с его рассмотрением парламентом исключен. Почему эта норма была исключена? И второе, депутатами были внесены поправки об установлении фиксированных размеров резерва правительства. Что вы по этому вопросу думаете? А также что вы думаете о возможности установления в кодексе запрета на использование средств, перешедших в резерв в результате неосвоения по другим программам?», - задал вопросы народный избранник.

Министр национальной экономики Алибек Куантыров подчеркнул, что вопрос правильный. «Я думаю, здесь зависит от качества бюджетного планирования, в частности, от администраторов бюджетных программ, которые должны в своих заявках давать правильную оценку, в том числе расходов. И когда, в случае необходимости, подаётся заявка на выделение средств из резерва на не совсем, так сказать, подходящие расходы, да, здесь, конечно, вопросы возникают», - отметил главный экономист страны.

С другой стороны, по его словам, у правительства должен быть определённый манёвр для решения острых и важных социально-экономических вопросов, в том числе где-то через пополнение уставного капитала.

«Что касается неосвоения средств, такой момент тоже бывает. К концу года приходят проекты постановлений о возврате средств в резерв. Тем не менее, я считаю, что данные средства важно и нужно использовать дальше, на другие расходы. Вы отметили негативные моменты, где-то коррупция, ну, как бы здесь есть для этого полномочные органы, ну и неэффективное использование. Я уже отметил, что эту эффективность надо повышать, в том числе – в рамках административной реформы и внедрения элементов блочного бюджета мы как раз-таки на этом делаем акцент», - отметил Алибек Куантыров.

Он подчеркнул, что МНЭ с депутатами обсуждали возможность установления определенного уровня резерва во взаимоувязке не с расходами, а с доходами.

«Примерно посчитали, что без учета трансфертов у нас эти доходы на текущие годы составляют 16,1 триллиона тенге, из них резерв в размере 3% равен 482 миллиарда тенге. Я думаю, можно по этому пути пойти и установить в Кодексе. Тем не менее, мы не должны забывать о том, что, конечно же, возможность для оперативного решения вопросов должна в резерве устанавливаться», - поделился мнением министр.

По его словам, резерв невозможно предвидеть, так как есть три уровня резерва, которые имеют разные цели, и в случае наступления определённой ситуации у правительства должен быть манёвр. «Даже если средства эти не используются, будет возможность в случае чего их направить на нужные расходы», - резюмировал глава МНЭ.

ПРЕСС-СЛУЖБА ОСДП

Смотрите также:
Депутатские запросы
22.04.2024
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову по вопросам водного канала имени К. Сатпаева
22.04.2024
Наурыз Сайлаубайдың Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ипотекалық бағдарламалар жөнінде жолдаған депутаттық сауалы
13.03.2024
Біздің депутаттық сауал Премьер-Министр О.А.Бектеновке
13.03.2024
Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-министру О.А.Бектенову
31.01.2024
ҚР Оқу-ағарту министрі Ғани Бектайұлы Бейсембаевқа депутаттық сауал
31.01.2024
Депутатский запрос члена фракции ОСДП Ажар Сагандыковой Министру просвещения РК Гани Бейсембаеву
24.01.2024
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРДІҢ БІРІНШІ ОРЫНБАСАРЫ Р. СКЛЯРҒА ДЕПУТАТТЫҚ САУАЛ
17.01.2024
Депутатский запрос А.Рахимжанова Министру труда и социальной защиты населения РК Жакуповой С. К.
27.12.2023
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Министру здравоохранения. Министру труда и социальной защиты