Согласно глобальному исследованию ООН, индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptio ns Index) в Казахстане составляет 36 баллов, т.е.101 место из 180 стран.
Мы понимаем, что Коррупция – зло мирового масштаба, так как она преобладает во всех странах, независимо от их политического устройства, уровня экономического развития.
Однако, коррупция в Казахстане приобрела такие катастрофические масштабы, этот «вирус» проник во все аспекты жизни всей страны, в самых разнообразных видах и формах, практически разворовывается 40-60% бюджета.
Коррупция искажает и подрывает экономическую и социальную политику страны, стратегию развития, ведёт к прямому расхищению бюджета и государственной собственности; значительно ослабляет экономику, ухудшается инвестиционный климат. Коррупция подрывает демократические основы государства, и подрывает веру народа во власть.
ИЧР – индекс человеческого развития в Казахстане равняется 0.811 баллов, т.е. 56 место из 191 стран. Мы, ОСДП мониторим и своими глазами видим, что благосостояние народа ежегодно снижается, происходит реальное ухудшение качества жизни гражданина РК из-за неравных возможностей во всех аспектах жизни человека. Основным аспектом этого явления является несправедливое распределении доли доходов при разработке и добыче месторождении.
Понятие коррупции
Само слово «коррупция» имеет латинское происхождение — «corrumpere» означает «растлевать, портить, повреждать подкуп, продажность, порча, искажение». Коррупция — это злоупотребление доверенной властью в частных интересах, т.е. - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, электоральные нарушения, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды. В рамках предвыборной программы исследовав проблемы борьбы с коррупцией, ОСДП предлагает выделить двенадцать базовых рычагов, способных снизить уровень коррупции в стране:
Первый — это повышение подотчетности со стороны политического руководства, прямая ответственность первого руководителя министерства, ведомства за полное исполнение проектов и программ Второй – укрепление институциональных ограничений, т. е. разделение властных полномочий и создание перекрестных обязанностей по надзору между государственными учреждениями и министерствами
Третий – развитие гражданского общества с установлением тесного диалога между государством и обществом, т.е. слышащее государство.
Четвертый – институционально укрепить защиту СМИ. Свободные СМИ должны вносить важный вклад в борьбу с коррупцией, раскрывая и предавая гласности должностные злоупотребления и освещая антикоррупционную программу, а уполномоченные органы должны проверять каждый случай.
Пятый – всемерная поддержка конкурентного частного сектора. Укрепление конкурентного частного сектора послужит фундаментом для создания сектора экономики глубокой переработки, позволив более динамично развиваться малому и среднему бизнесу без риска подавления крупными корпорациями и коррупционными препонами.
Шестой- создание единой электронной базы, принятия и реализации программ, проектов, их освоение реализация и контроль.
Седьмой - выработка и воспитание со школьной скамьи дух самосознания народа о полной нетерпимости к любым проявлениям коррупции, о том, что это зло в конечном счете ставит крест на будущности государства.
Восьмой - укрепление института беспристрастного и независимого суда.
Девятый - Усиление прозрачности и открытости деятельности всех государственных органов, включая финансовую отчетность, распределение ресурсов и принятие и исполнении решений.
Десятый - дополнить Положение об антикоррупционных комплаенс - службах, где предусмотреть прямую уголовную ответственность комплаенс-службы, в случае допущения фактов коррупции в вверенной организации.
Одиннадцатый - реформировании системы налогообложения, т. к. существующая в настоящее время система выплат государству и особенно внебюджетным фондам (которые большей частью не попадают в казну) составляет половину фонда оплаты труда, что вынуждает бизнес «уходить в тень»
Двенадцатый - необходима жесткая политической воля руководства, нетерпимость к любым проявлениям коррупции, не ослаблять, а наоборот усилить ответственность за коррупционные преступления.
В целом, комплексный подход к борьбе с коррупцией, включающий в себя законодательные, административные, экономические и социальные меры, а также активное участие гражданского общества и международных партнеров, является ключом к успеху в устранении этого явления. Важно также помнить, что борьба с коррупцией требует постоянных усилий и внимания со стороны всех заинтересованных сторон, поскольку коррупция может адаптироваться и трансформироваться в ответ на изменения в социально-экономической и политической среде.
Нужно наконец то донести до сознания каждого чиновника, каждого человека, что если мы не победим коррупцию, то у наших детей и внуков не будет счастливого будущего, не будет процветающего Казахстана.
Эксперт-аналитик СФ ОСДП Канат Есжан