Предусмотреть ответственность комплаенс-службы, в случае допущения фактов коррупции в вверенной организации

Согласно глобальному исследованию ООН, индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptio ns Index) в Казахстане составляет 36 баллов, т.е.101 место из 180 стран.

Мы понимаем, что Коррупция – зло мирового масштаба, так как она преобладает во всех странах, независимо от их политического устройства, уровня экономического развития.

Однако, коррупция в Казахстане приобрела такие катастрофические масштабы, этот «вирус» проник во все аспекты жизни всей страны, в самых разнообразных видах и формах, практически разворовывается 40-60% бюджета.

Коррупция искажает и подрывает экономическую и социальную политику страны, стратегию развития, ведёт к прямому расхищению бюджета и государственной собственности; значительно ослабляет экономику, ухудшается инвестиционный климат. Коррупция подрывает демократические основы государства, и подрывает веру народа во власть.

ИЧР – индекс человеческого развития в Казахстане равняется 0.811 баллов, т.е. 56 место из 191 стран. Мы, ОСДП мониторим и своими глазами видим, что благосостояние народа ежегодно снижается, происходит реальное ухудшение качества жизни гражданина РК из-за неравных возможностей во всех аспектах жизни человека. Основным аспектом этого явления является несправедливое распределении доли доходов при разработке и добыче месторождении.

Понятие коррупции

Само слово «коррупция» имеет латинское происхождение — «corrumpere» означает «растлевать, портить, повреждать подкуп, продажность, порча, искажение». Коррупция — это злоупотребление доверенной властью в частных интересах, т.е. - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, электоральные нарушения, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды. В рамках предвыборной программы исследовав проблемы борьбы с коррупцией, ОСДП предлагает выделить двенадцать базовых рычагов, способных снизить уровень коррупции в стране:

Первый — это повышение подотчетности со стороны политического руководства, прямая ответственность первого руководителя министерства, ведомства за полное исполнение проектов и программ Второй – укрепление институциональных ограничений, т. е. разделение властных полномочий и создание перекрестных обязанностей по надзору между государственными учреждениями и министерствами

Третий – развитие гражданского общества с установлением тесного диалога между государством и обществом, т.е. слышащее государство. Четвертый – институционально укрепить защиту СМИ. Свободные СМИ должны вносить важный вклад в борьбу с коррупцией, раскрывая и предавая гласности должностные злоупотребления и освещая антикоррупционную программу, а уполномоченные органы должны проверять каждый случай. Пятый – всемерная поддержка конкурентного частного сектора. Укрепление конкурентного частного сектора послужит фундаментом для создания сектора экономики глубокой переработки, позволив более динамично развиваться малому и среднему бизнесу без риска подавления крупными корпорациями и коррупционными препонами. Шестой- создание единой электронной базы, принятия и реализации программ, проектов, их освоение реализация и контроль. Седьмой - выработка и воспитание со школьной скамьи дух самосознания народа о полной нетерпимости к любым проявлениям коррупции, о том, что это зло в конечном счете ставит крест на будущности государства.
Восьмой - укрепление института беспристрастного и независимого суда. Девятый - Усиление прозрачности и открытости деятельности всех государственных органов, включая финансовую отчетность, распределение ресурсов и принятие и исполнении решений. Десятый - дополнить Положение об антикоррупционных комплаенс - службах, где предусмотреть прямую уголовную ответственность комплаенс-службы, в случае допущения фактов коррупции в вверенной организации. Одиннадцатый - реформировании системы налогообложения, т. к. существующая в настоящее время система выплат государству и особенно внебюджетным фондам (которые большей частью не попадают в казну) составляет половину фонда оплаты труда, что вынуждает бизнес «уходить в тень» Двенадцатый - необходима жесткая политической воля руководства, нетерпимость к любым проявлениям коррупции, не ослаблять, а наоборот усилить ответственность за коррупционные преступления.

В целом, комплексный подход к борьбе с коррупцией, включающий в себя законодательные, административные, экономические и социальные меры, а также активное участие гражданского общества и международных партнеров, является ключом к успеху в устранении этого явления. Важно также помнить, что борьба с коррупцией требует постоянных усилий и внимания со стороны всех заинтересованных сторон, поскольку коррупция может адаптироваться и трансформироваться в ответ на изменения в социально-экономической и политической среде.

Нужно наконец то донести до сознания каждого чиновника, каждого человека, что если мы не победим коррупцию, то у наших детей и внуков не будет счастливого будущего, не будет процветающего Казахстана.

Эксперт-аналитик СФ ОСДП Канат Есжан

Смотрите также:
Депутатские запросы
18.09.2024
Қазақстан Республикасы Премьер-Министрі О.А. Бектеновке депутаттық сауал
18.09.2024
Депутатский запрос Н.Ауесбаева Премьер-Министру Республики Казахстан Бектенову О.А.
04.09.2024
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС АЖАР САГАНДЫКОВОЙ МИНИСТРУ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
19.06.2024
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС А.САГАНДЫКОВОЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ РК БЕКТЕНОВУ О.А.
12.06.2024
Сайлаубай Н. Қазақстан Республикасының Оқу-ағарту министрі Бейсембаев Ғани Бектайұлына депутаттық сауал
29.05.2024
Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-Министру Республики Казахстан Бектенову О.А.
22.05.2024
Су айдындарында браконьерлікке қарсы күрестің проблемалық мәселелеріне қатысты өзінің депутаттық сауал
22.05.2024
Депутатский запрос касательно проблемных вопросов борьбы с браконьерством на водоемах
15.05.2024
Депутатский запрос А.Рахимжанова Заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан Дуйсеновой Тамаре