Разработать национальную доктрину по обеспечению питьевой воды на ближайшие 100 лет предлагает партия ОСДП

В центральном аппарате партии прошло обсуждение проекта Водного кодекса, который в настоящее время находится в стенах Мажилиса.

Какие постулаты должны стать основой доктрины по мнению партии ОСДП

Аналитик столичного филиала партии Канат Есжанов, сославшись на научно-исследовательский информационный центр Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии, подчеркнул, что проблема дефицита воды в Казахстане является одной из наиболее актуальных проблем национальной безопасности. «В статье 24 Водного кодекса прямо написано, что водохозяйственные сооружения могут находиться в государственной, либо в частной собственности. Я считаю, что это проблема. Я считаю, что стратегические объекты не должны находиться в частных руках», - отметил Канат Есжанов.

Он напомнил, что территория Казахстана разделена на 8 водохозяйственных бассейнов, 7 из которых являются трансграничными, вследствие чего Казахстан в значительной степени зависит от водохозяйственной политики сопредельных стран: Китайской Народной Республики, Российской Федерации и стран Центральной Азии. «В этом отношении наиболее уязвимый Арало-Сырдарьинский бассейн, мы на 91 процент зависим от соседей, на 82% - зависим от трансграничных вод Жайык- Каспийский бассейн, на 74% Шу-Таласский, 48% Балхаш-Алакольский, 20% Ертисский и 12% Тобол Торгайский», - подчеркнул аналитик.

В свою очередь, эксперт столичного филиала Аслан Кульмагамбетов озвучил предложение разработать национальную доктрину Республики Казахстан по обеспечению питьевой воды населения Казахстана на ближайшие 100 лет. Он подчеркнул, что из-за своего географического положения наша страна обладает дефицитом водных ресурсов и своим запасом пресная воды занимает 66 место в мире. При этом Казахстан входит в десятку топ стран по объему потребляемой воды на душу населения: 11 место из 179 стран, что говорит о нерациональном использовании воды. Одной из причин тому стало отсутствие культуры потребления воды, вследствие чего существует нерациональное использование воды как населением, так и производственным и промышленным предприятиями.

«В долгосрочной перспективе фракция ОСДП предлагает 10 конкретных шагов. Первый – это разработка национально-стратегического плана развития Казахстана, в рамках которого необходима разработка национальной доктрины по обеспечению водой населения Казахстана на ближайшие 100 лет. Внедрение в законодательство положения обведения натурального водного налога для иностранных недропользователей по принципу 1 тенге прибыли взамен на 1 литр воды», - подчеркнул он.

Среди предложений фракции есть также введение справедливого тарифа на водопотребление, ужесточение требований для юридических лиц по внедрению оборотной системы при использовании воды, восстановление научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений для подготовки сопутствующих специалистов кадров и для последующей создания водной отрасли.

«Мы предлагаем также пересмотреть политику инфраструктурного развития городов и населенных пунктов с учетом строительства современных водохранилищ и внедрения новых прогрессивных технологий по водосбережению. Кроме того, разработать стратегический план внутренней миграции населения с более заселенных регионов – в менее заселенные, с учетом обеспечения питьевой воды. Не менее важный пункт – взаимодействие с соседними странами, имеющими значительные водные запасы, по вопросу предоставления своих водных ресурсов в рамках двусторонних и взаимовыгодных партнерских соглашений», - предложил Аслан Кульмагамбетов.

Проблема слива канализационных стоков в реку Акбулак снята, утверждают чиновники

Начальник отдела экологии «Астана су арнасы» Рустам Джусупов проинформировал, какая работа проводится в городе в контексте обсуждаемого вопроса.

Город растет, и для удовлетворения его потребностей в питьевой воде акиматом столицы планируется в следующем году начать строительство новой наносно-фильтровальной станции №4, которая будет расположена на левобережье. В этом году начато проектирование локальной канализационной станции, которая будет находиться в районе Сары-Арка.

Для стимулирования водосбережения с 1 июля 2023 года был поднят тариф для населения и юридических лиц, с разницей до 5 тенге за кубометр. С 1 августа текущего года тариф на водоснабжение и водоотведение поднялся в разницу в 10 тенге. «То есть получается на сегодняшний день физические лица за 1 кубический метр потребляемой воды платят 89 тенге. Мы планируем доработать программу по установлению дифференцированного тарифа и ввести его с начала следующего года», - уточнил он. Главный эксперт управления государственной экологической экспертизы и разрешений министерства экологии Нурболат Садыбек рассказал, как решается вопрос по устранению неприятного запаха от реки Акбулак, которая берет начало в индустриальном парке. В июле, в ходе встреч с населением, на эту проблему обратил внимание председатель партии ОСДП Асхат Рахимжанов.

«Акбулак берет начало в индустриальном парке. На протяжении двух лет мы проводили постоянно обход, объезд с уполномоченным органом, то есть департамент экологии, СЭЗ, Есильская бассейновая инспекция. Дело в том, что в индустриальном парке, на тот момент, буду говорить по прошлому году, сети все были не до конца достроены. Там есть порядка двух предприятий, которые сбрасывали канализацию на рельеф местности и реку Акбулак», - уточнил Нурболат Садыбек.

Департаментом экологии был наложен административный штраф и предъявлено возмещение суммы экологического и экономического ущерба. Было вынесено предписание как предприятию, так и местному исполнительному органу. «На сегодняшний день именно в индустриальном парке все сети и канализация приведены в порядок. С 1 июня этого года они переданы сейчас к нам на баланс. То есть до этого они не были у нас на балансе, они висели в воздухе. Теперь, когда акимат в лице управления коммунального хозяйства довели этот вопрос до ума, сейчас все предприятия, которые там находятся, сбрасывают стоки в централизованную канализационную систему», - подчеркнул главный эксперт управления.

Все ли объекты должны быть в государственной собственности

Заместитель директора департамента водной политики министерства водных ресурсов Марат Иманалиев обозначил позицию относительно вопроса частной собственности на водные объекты. Он пояснил, что в составе водохозяйственных сооружений выделяются гидротехнические сооружения, при помощи которых происходит управление водными ресурсами. Это плотины, гидроузлы, магистральные каналы. «Насосная станция водоканала – это стратегический объект. Насосная станция какого-то фермера, у которого есть земельный участок, которому удобно забирать воду с реки, который получил разрешение, почему он должен относиться к стратегическому объекту? Это собственность того фермера, который на законных основаниях ведет свою деятельность, которому определен лимит, которому выдано разрешение. Как мы его отнесем к государственной собственности? На каких основаниях? И вообще зачем?

Представляете, сколько у нас будет таких мелких сооружений, все в государственной собственности. Государство просто не потянет эксплуатацию этих сооружений», - отметил он. Госполитика такова, что стратегические объекты, при помощи которых происходит управление водными ресурсами, относятся к государственной собственности, а более мелкие могут быть частными. «То есть не надо бояться таких вопросов, что вот мы сейчас все раздадим в частную собственность и все развалится, пример Шымкента показательный в данном случае. Мелкие каналы оросительные, отходящие от магистральных каналов, которые находятся в государственной собственности Казводхоза, допустим, их зачем переводить в государственную собственность? Он либо в коммунальной, либо он может быть в частной собственности, за счет этого он управляет этой водой, ведет некий бизнес как фермер», - пояснил Марат Иманалиев.

По его мнению, переводить массу водохозяйственных сооружений, которые сегодня находятся в частной собственности, нецелесообразно и накладно для бюджета, так как их необходимо обслуживать. «Никакого значения они в управлении водными ресурсами не участвуют. Они участвуют только как средство забора, подачи воды, транспортировки воды. Поэтому их переводить, буквально все в государство не имеет смысла», - резюмировал он. Кроме того, эксперты обсудили возможности использования талых вод. В проекте Водного кодекса планируется создать правовую основу для строительства инженерных систем, которые предусматривают защиту от возможных паводков.

ПРЕСС-СЛУЖБА ОСДП

Смотрите также:
Депутатские запросы
18.09.2024
Қазақстан Республикасы Премьер-Министрі О.А. Бектеновке депутаттық сауал
18.09.2024
Депутатский запрос Н.Ауесбаева Премьер-Министру Республики Казахстан Бектенову О.А.
04.09.2024
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС АЖАР САГАНДЫКОВОЙ МИНИСТРУ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
19.06.2024
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС А.САГАНДЫКОВОЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ РК БЕКТЕНОВУ О.А.
12.06.2024
Сайлаубай Н. Қазақстан Республикасының Оқу-ағарту министрі Бейсембаев Ғани Бектайұлына депутаттық сауал
29.05.2024
Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-Министру Республики Казахстан Бектенову О.А.
22.05.2024
Су айдындарында браконьерлікке қарсы күрестің проблемалық мәселелеріне қатысты өзінің депутаттық сауал
22.05.2024
Депутатский запрос касательно проблемных вопросов борьбы с браконьерством на водоемах
15.05.2024
Депутатский запрос А.Рахимжанова Заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан Дуйсеновой Тамаре