Розовые очки статистики: как МИИР жонглирует цифрами

Госорганы утверждают, что парк автомобилей помолодел с введением утилизационного сбора. Однако официальная статистика свидетельствует об обратном.

На заседании круглого стола в Мажилисе, организованного депутатской фракцией ОСДП по теме снижения ставок утилизационного платежа и сбора за первичную регистрацию, руководитель управления автомобильной промышленности и сельскохозяйственной техники КИР МИИР РК Руслан Хисамутдинов сообщил, что доля автомобилей моложе трех лет в Казахстане выросла с 326 до 514 тыс. единиц.

«По данным Бюро национальной статистики РК, с момента введения утилизационного сбора на автомобили с 2015 года автопарк республики обновился путем сокращения старого парка и пополнения рынка новыми автомобилями. Если в 2015 году доля автомобилей более 10-ти лет составляла 2,9 млн единиц – то в 2021 году количество уменьшилось на 15% до 2,42 млн единиц», - добавил он.

Аналитики партии ОСДП решили эти данные перепроверить, открыли данные статистики, но нашли обратное. Ниже приводим всю данную информацию, из которой следует, что профильное управление Министерства индустрии и инфраструктурного развития манипулирует мнением депутатского корпуса и общественности, предоставляя информацию необъективно.

Первое. Г-н Хисамутдинов заявил всему экспертному сообществу и нашей партийной фракции, что доля автомобилей менее трех лет выросла с 326 до 514 тыс. единиц. Однако при этом, как оказалось, он опирался на данные за 1 января 2015 года, хотя, как известно, утилизационный сбор был введен в конце января 2016 года.

Из контекста выступления информация предоставляется, будто это данные за весь 2015 год, то есть по состоянию на 31 декабря 2015 года, поэтому нами данный факт расценивается не иначе как дезинформация и жонглирование удобными данными.

Так как Правительство Казахстана одобрило правила реализации расширенных обязательств производителей и импортеров (РОП) в конце января 2016 года, отсчет о влиянии РОП на автомобильный парк страны было бы логично отсчитывать с этого периода. Что мы видим в реальности?

Первое. С января 2016 года доля автомобилей сроком эксплуатации менее трех лет снизилась и в количественном, и в процентном соотношении – с 16,2% (626 427 единиц) в январе 2016 до 8,18% (319 818 единиц) в 2023 году.

Второе. Парк легковых автомобилей со сроком эксплуатации от 10 лет и выше увеличился с 57,8% (2 230 722 единицы) до 70,5% (2 761 165 единиц) в 2023 году.

За семь лет отрасль стагнировала, парк автомобилей пополнился лишь на 52 тысячи единиц – с 3 856 505 на 1 января 2016 до 3 909 559 на 1 января 2023 года.

И это несмотря на то, что в Казахстане ежегодно производится почти 90 тыс. авто отечественной сборки, из которых на внутренний рынок поставляется 80 тыс. автомобилей.

Мы видим, опираясь на данные официальной статистики, что с каждым годом автопарк страны продолжает стареть, доля автомобилей старше 10 лет составляет уже 70,5%, причем органы статистики на протяжении последних трех лет ввели новую графу для автомобилей сроком службы от 10 до 20 лет, которая ранее отсутствовала.

Депутатская фракция ОСДП продолжит отстаивать в Парламенте три позиции:

1) Утилизационный сбор – снизить ставки на легковые авто до 100 тыс. тенге путем внесения изменений в приказ МЭГПР РК;

2) Первичная регистрация – снизить ставки сбора на авто возрастом от 3 до 8 лет до 20 тыс. тенге путем внесения в Налоговый Кодекс новой ставки сбора за первичную регистрацию возрастом от 3 до 8 лет в размере 6 МРП;

3) Сертификат безопасности (техрегламент) – завышенные размеры плат (до 700 тыс тенге) за установку кнопки «ЭВАК» и сертификацию снизить до 50 тыс. тенге, как было раньше, путем анализа затратной части и внесения предписания КТРМ МИИР.

Смотрите также: