Строительный кодекс не решает ключевую проблему по систематизации застройки населенных пунктов

Профессиональное сообщество не согласно с действующей редакцией Кодекса и предлагает Мажилису вернуть его в правительство на доработку

В ходе пресс-конференции по проекту Строительного кодекса председатель комитета строительства и ЖКХ президиума НПП «Атамекен» Ирина Манжанова подчеркнула, что профильное ведомство – министерство промышленности и строительства (МПС) – презентовало нормы Строительного кодекса, которые оказались декларативными.

«Когда министерство презентовало свой проект Строительного кодекса правительству, были слайды, и слайды были идеальные. Когда вы их посмотрите, там идеально разработана тактика, стратегия, смысл и суть, но в самом Кодексе этого нет, и на наши вопросы, где то, о чем они говорили в слайдах, ответов мы не получили», - отметила она.

В свою очередь, председатель комитета Development ОЮЛ «Ассоциации участников рынка коммерческой недвижимости «QAZPROPERTY» Кайрат Кокенов подчеркнул, что первого сентября 2022 года президент поднял вопрос о необходимости разработки Градостроительного кодекса, который бы решал проблемы точечной застройки городов, построения системы регулирования плановой застройки всех населенных пунктов.

«На текущий момент мы видим, что министерство промышленности и строительства переименовало данный Градостроительный кодекс в Строительный кодекс, и дело не только в названии. Дело в том, что регулирует этот кодекс. Мы спустились от необходимости регулирования застройки городов – к регулированию строительства конкретного объекта. То есть, грубо говоря, министерство немного исказило саму идею, которую подавал президент, и сфокусировалось на регулировании строительства конкретного объекта, здания: школа, жилой дом и так далее», - уточнил Кайрат Кокенов. По его мнению, ключевую проблему по систематизации застройки населенных пунктов этот Строительный кодекс не решает.

«Второй момент, мы говорим о концептуальном стратегическом плане на 10-20 лет по развитию наших населенных пунктов, по развитию самого процесса строительства, проектирования, эксплуатации, и так далее. На текущий момент в Казахстане отсутствует отраслевая стратегия, стратегия индустрии, и я думаю, что это является корневой проблемой, почему министерство и профессиональное сообщество не могут прийти к одному мнению, потому что у нас нет стратегических целей, куда мы идем. Оттуда и разное понимание, какой документ должен быть», - считает эксперт.

ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ

Исполнительный директор ОЮЛ «Союз профессиональных инженеров» Мелик Алпысбаев считает, что основная цель кодекса заключается в создании благоприятной среды обитания и жизнедеятельности человека.

«Каждая глава должна быть этому подчинена. И вся цепочка деятельности всех участников архитектурной, градостроительной, строительной деятельности должна быть нанизана на непрерывную цепь этапов, необходимых этапов для реализации каждого проекта. И при этом никаких пробелов не должно быть, которые имеют место сегодня. Сегодня охвачены регулировкой только этапы, где начинается движение денежных средств. Это начинается с отвода земельного участка, предпроектные работы, это проектирование, это производство строительно-монтажных работ. А главная цель создания благоприятной среды обитания и жизнедеятельности человека исчезла», - подчеркнул Мелик Алпысбаев.

В свою очередь, президент РОЮЛиИП «Национальная ассоциация проектировщиков Казахстана» Мейрбек Жаманкулов подчеркнул, что проект Градостроительного кодекса должен быть возвращен мажилисом – в правительство на доработку.

«Даже не на доработку, а полностью, я думаю, на переработку», - резюмировал глава ассоциации.

ГОСЭКСПЕРТИЗА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ МОЖЕТ БЫТЬ МОНОПОЛИЗИРОВАНА

В свою очередь, председатель правления профессионального объединения аккредитованных экспертных организаций «Палата экспертных организаций» Бирлик Ережепов считает, что статья 118 проекта Строительного кодекса полностью монополизирует экспертную деятельность в пользу Госэкспертизы. По его словам, восемь лет назад государство сделало все, чтобы уйти от монополии, чтобы повысить качество работ, снизить сроки и цены, а сейчас отыгрывает ситуацию обратно.

«Хочу дам, а захочу отберу», - это очень плохой сигнал для рынка. Бизнес сильно задумается, стоит ли верить министерству промышленности и строительства в следующий раз. Было бы еще понятно, если бы Госэкспертиза давала наилучшее качество работ по сравнению с негосударственными экспертами, но ведь этого нет», - подчеркнул Бирлик Ережепов.

По его данным, согласно ст. 118 нового кодекса, экспертная деятельность, отнесенная к государственной монополии, предусматривает передачу всех объемов экспертных работ в системе негосударственной экспертизы в госмонополию до 100%.

«И тем самым, фактически будет ликвидирован институт негосударственной экспертизы проектов в строительстве, который был создан соответственно с программой «100 шагов», 47-ой шаг, передача экспертизы проектов в конкурентную среду. Тем самым, госорган показывает, что он непоследователен в своих действиях. Мы сами видим, что у нас часто принимаются государственные программы, но ни одна государственная программа не доводится до конца, и никто отчет фактической реализации государственных программ мы нигде не видим», - уточнил эксперт.

Он подчеркнул, что предложенный министерством вариант статьи 118 проекта Кодекса в корне отличается от первого варианта, который был направлен на согласование в «Атамекен» и отраслевым ассоциациям, и был размещен на портале «Открытые НПА».

«Вместе с тем, в Мажилис был направлен третий вариант кодекса, который госорган переработал по своему усмотрению, и не согласовал ни с НПП, ни с отраслевыми аттестациями. То есть, пренебрег мнением профессионального сообщества. Статья 118 проекта кодекса разработана с нарушением Предпринимательского кодекса и закона «О нормативных правовых актах», который предусматривает, что в введение регуляторного воздействия необходимо провести анализ возможных рисков и провести анализ регуляторного воздействия», - резюмировал он.

По его словам, предлагаемая норма ст. 118 повлечет массовое увольнение персонала аккредитованных экспертных организаций, которые сейчас работают в более 200, и увольнение более 2000 сотрудников, и принесет огромные финансовые убытки экспертному сообществу.

На следующий день пресс-служба министерства промышленности и строительства разместила пресс-релиз, в котором сообщила, что информация о некачественной разработке проекта Строительного кодекса РК не соответствует действительности.

Так, относительно полной ликвидации частной экспертизы в ведомстве сообщили, что начиная с 2015 года в конкурентную среду передано 80% объемов экспертных работ, государственной экспертной организацией проводится только 20% экспертизы (в 2015 г. – 20 %, в 2016 г. –38 %, в 2017 г. – 65 %, в 2018г. – 73 %, в 2019 г. – 76 %, в 2020 г.- 2022 гг. – 80 %, 2023г. – 86%). К компетенции государственной экспертной организации относится 14% - это уникальные проекты, и проекты имеющие стратегическую важность и техническую сложность, которые содержат угрозу возникновения техногенных и экологических бедствий с нанесением вреда здоровью и жизни человека.

«Экспертиза в непозволительно короткие сроки и некачественный анализ проектной документации ведет к возникновению рисков обрушения зданий и бедствий. Учитывая вышеизложенное и последние техногенные события в мире, Правительством РК принято решение закрепить за государственной монополией экспертной деятельности, проекты строительства, связанные с жизнедеятельностью человека и его безопасностью, в целях исключения рисков обрушения зданий», - уточнили в МПС.

По информации министерства, предлагаемая редакция относительно госмонополии в сфере экспертизы в проект Строительного кодекса предложена в соответствии с поручениями Руководства Администрации Президента РК, Правительства РК, аудитом Высшей аудиторской палаты, проведенным в 2023 году.

«Государство вправе ограничивать конкуренцию в тех сферах деятельности, в которых реализация товаров на конкурентном рынке может оказать негативное влияние на состояние конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения, путем закрепления законом исключительного права государства. С момента передачи экспертизы проектов строительства в конкурентную среду, частными экспертными организациями допускаются существенные нарушения», - уточняет пресс-служба ведомства.

Учитывая изложенное, а также в целях обеспечения должного контроля, Правительством Республики Казахстан (поручение Президента Республики Казахстан Қ. Тоқаева от 26 июня 2019 года № 19-1823-1) исполнение «47 шага» завершено.

«В этой связи, по мере принятия Строительного кодекса, объемы экспертизы проектов строительства будут пересмотрены и утверждены соответствующим нормативным правовым подзаконным актом», - резюмировали в министерстве.

Пресс-служба ОСДП

Смотрите также:
Депутатские запросы
02.05.2024
Наурыз Сайлаубайдың Ауыл шаруашылығы министрі Айдарбек Сапаровқа, Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ауыл шаруашылығы техникасы бағасының өсуіне қатысты жолдаған депутаттық сау
22.04.2024
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову по вопросам водного канала имени К. Сатпаева
22.04.2024
Наурыз Сайлаубайдың Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ипотекалық бағдарламалар жөнінде жолдаған депутаттық сауалы
13.03.2024
Біздің депутаттық сауал Премьер-Министр О.А.Бектеновке
13.03.2024
Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-министру О.А.Бектенову
31.01.2024
ҚР Оқу-ағарту министрі Ғани Бектайұлы Бейсембаевқа депутаттық сауал
31.01.2024
Депутатский запрос члена фракции ОСДП Ажар Сагандыковой Министру просвещения РК Гани Бейсембаеву
24.01.2024
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРДІҢ БІРІНШІ ОРЫНБАСАРЫ Р. СКЛЯРҒА ДЕПУТАТТЫҚ САУАЛ
17.01.2024
Депутатский запрос А.Рахимжанова Министру труда и социальной защиты населения РК Жакуповой С. К.