При этом реальные данные гораздо выше официальных, так как ряд родителей не хотят подавать на постановку диагноза
В Общенациональной социал-демократической партии состоялся круглый стол по вопросам инклюзивного образования.
Как сообщила главный эксперт управления инклюзивного образования департамента инклюзивного и специального образования министерства просвещения Майя Темирбаева, по данным психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), на учете состоят свыше 203 тысяч детей с особыми образовательными потребностями. Из них детей с нарушениями поведения, с трудностями социального взаимодействия – 16 710.
«И здесь мне хотелось бы отметить, что министерство просвещения, в соответствии с рекомендациями Комитета ООН по правам инвалидов, применяет социально-педагогическую классификацию детей. То есть мы не опираемся на диагнозы, мы опираемся на виды нарушений. Поэтому на учете у нас состоят 16 710 детей с расстройствами поведения и социального взаимодействия», - пояснила она.
Для них действует 487 специальных организаций, которые осуществляют специальную психолого-педагогическую поддержку. Это 104 ПМПК, 218 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 99 специальных школ, 44 специальных дошкольных организаций, 13 реабилитационных центров, и 10 государственных аутизм-центров.
«Всего у нас аутизм-центров в стране 11, из них 1 частный и 10 государственных. Данные центры были первоначально открыты фондом Болата Утемуратова, но впоследствии переданы, и один является частным центром. В данных центрах получают специальную психолого-психологическую поддержку 1311 детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра», - уточнила представитель Минпросвещения.
С местными исполнительными органами действует государственный заказ на специальную психолого-педагогическую поддержку. Он реализуется в городах Алматы и Шымкент, эта возможность имеется для 2400 детей.
«То есть это дети, которые не получают специальную психолого-педагогическую поддержку в организациях образования, либо в специальных организациях. Они получают поддержку в частных организациях, которые выиграли государственный заказ. И мы планируем в следующем году увеличить охват мест до 85%», - подчеркнула Майя Темирбаева.
Кроме того, в школах работает 2,5 тысячи педагогов-ассистентов, в 2025 году планируется обучить 1 тысячу новых специалистов в этом направлении. Повышением квалификации через курсы «Орлеу» в 2023 году охвачено 717.
«Касательно индивидуального помощника нами ведется работа совместно с министерством труда и социальной защиты населения касательно введения в национальном классификаторе занятий должности индивидуального помощника, который будет осуществлять поддержку детям, имеющим трудности в передвижении», - пояснила она.
Между тем, в ноябре 2022 года при ответе на депутатский запрос заместитель премьер-министра РК – министр торговли и интеграции Серик Жумангарин направлял данные, что в Казахстане зарегистрировано более 8,5 тысяч детей с аутизмом.
На тот момент по стране были взяты на учет 175 082 детей с особыми образовательными потребностями, из них 8796 – с аутизмом. В данных правительства подчеркивалось, что с 2018 года число детей с расстройством аутистического спектра (РАС) увеличилось двукратно – с 4707 детей до 8,5 тыс в 2022 году.
Таким образом, если сопоставить эти данные с информацией министерства просвещения – то только за один год число детей с аутизмом двукратно возросло – с 8,5 тыс до 16,7 тысячи.
Государство должно повысить информирование родителей Как отметила депутат Мажилиса Ажар Сагандыкова, реальное число детей с данным диагнозом может быть гораздо выше. «Мы проводили первый республиканский слет, который позволил сделать коллаборацию между госорганами и НПО, которые занимаются вопросами инклюзии. В нем принимали участие представители семи регионов. В августе мы планируем провести второй слет. В нашем обществе выделяется и психологическая проблема: родителям очень сложно принять ребенка с особыми потребностями. Но к сожалению, когда они ищут помощи, им никто не говорит, что они сами должны учиться с этим, осознавать это. Они являются основным мостом для социализации своего ребенка в этом мире», - подчеркнула депутат.
По мнению координатора ресурсного центра по развитию инклюзивного образования в Акмолинской области Ильяса Жангали, число педагогов, которые обучены тому, как работать с детьми с РАС, уже достаточно. Пришло время обучать родителей, в семьях которых имеются такие дети, так как только через взаимодействие учителей с родственниками можно добиться высоких результатов в социализации.
Директор департамента охраны здоровья матери и ребенка министерства здравоохранения РК Магрипа Ембергенова с экспертами согласна. Таковы рекомендации и международного сообщества. Так, с 2007 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2 апреля всемирным днем распространения информации о проблемах аутизма.
«Цель этого международного дня – это просвещение общества об этой проблеме, об этих детях, создание мира, чтобы люди с РАС могли чувствовать себя принятыми, включенными, наделенными полномочиями, услышанными. То есть мы должны создать теперь такое общество, которое примет этих детей, создать им условия для того, чтобы они могли развиваться наравне с своими сверстниками, получали всю необходимую помощь», - подчеркнула она.
В этом вопросе министерство здравоохранения реализовывает ряд инициатив в совместности с фондом «Камкорлык».
«В стране на сегодняшний день в рамках реализации этой инициативы открыт 31 центр, из них 15 реабилитационных центров и 16 центров раннего вмешательства. Если говорить именно в части медицины, то раньше помощь оказывалась детям старше 5-6 лет, то сегодня стоит задача охватить детей ранним выявлением именно с 3-месячного возраста», - отметила глава департамента. Чем раньше будет поставлен диагноз – тем эффективнее будет реалилитация.
«И в министерстве здравоохранения стоит задача, сейчас мы улучшаем и на качественную основу ставим скрининги. Проводится 5 видов скрининга: неонатальный скрининг, аудиологический, на нарушение развития слуха, на нарушение развития зрения. И, конечно, самый важный скрининг из всех – по определению психофизического развития. Он проводится детям во всех поликлиниках детям. Но определенные проблемы здесь, поэтому мы хотим открыто сказать, что недостаточно охвата у нас, не все дети проходят через эти кабинеты развития», - уточнила представитель Минздрава. Создана рабочая группа совместно с детским фондом ООН, ЮНИСЕФ, который помогает нашей стране повысить выявление на ранних этапах.
«Наряду с этим мы хотим изучить опыт зарубежных стран. Есть в Беларуси опыт, когда они трансформировали эти кабинеты развития ребенка в центры раннего вмешательства. И здесь хотелось бы обозначить, что, наверное, без помощи педагогов выявить отклонения невозможно. И есть уже направление во многих странах, Турции, например, есть направление как педиатр развития», - подчеркнула Магрипа Ембергенова.
Она отметила, что в соответствии с международной классификацией болезней, РАС входит в рубрику «общие расстройства психологического развития», включающие в себя пять видов аутизма. Но диагноз ставится врачом-психиатром, так как относится к классификации психического заболевания.
«Для этого во всех уровнях районов существует 205 кабинетов психического здоровья, на уровне городов – 80 кабинетов, и где-то 30 кабинетов – на уровне областей. И для того, чтобы приблизить эту помощь, сегодня эти врачи-психиатры находятся на уровне первичной медико-санитарной помощи, на уровне поликлиники. И для того, чтобы опять снизить стигму, нежелание родителей ходить в психдиспансеры, это стигма, это страх, это нежелание, это неприятие этого диагноза, непонимание родителей, мы создали возможность проходить обследование на уровне дневных стационаров», - проинформировала глава департамента.
Клинические протоколы по РАС существуют, они разрабатываются институтами основаны на доказательной медицине, утверждаются на уровне специальной комиссии, которая эти протоколы одобряет. Впоследствии они утверждаются министерством здравоохранения.
РАС – это не приговор Специалистам задали вопрос, могут ли родители снять с ребенка инвалидность, если он пройдет реабилитацию, которая покажет высокие результаты. Как пояснила руководитель управления медико-социальной экспертизы комитета труда и социальной защиты министерства труда и социальной защиты населения РК Фардана Халикова, дети с момента установления диагноза находятся на диспансерном учете медицинского учреждения, а затем проходят все этапы медицинской реабилитации: как диагностические, так и лечебно-реабилитационные. «Положительная динамика включается крайне редко по расстройству аутического спектра. За 2023 год, из 20 040 реабилитированных детей, было реабилитировано 8 детей. Но из них лишь два ребенка были в возрасте до семи лет. За 2022 год мы посмотрели из 18 детей, реабилитированных по психическим заболеваниям, там встречается только 3 ребенка до семи лет», - пояснила она. Фардана Халикова подчеркнула, что механизм снятия группы инвалидности при данной патологии ничем не отличается от общего механизма реабилитации детей с соматическими заболеваниями. «После полной диагностики, обследования, проведения всех реабилитационных и диагностических мероприятий медицинская комиссия выявляет, действительно ли у ребенка имеется положительная динамика на полную либо частичную реабилитацию, заполняет форму 31 и направляет на комиссию», - уточнила глава управления.
ВУЗы открыты для всех Руководитель управления содержания высшего, послевузовского образования министерства науки и высшего образования РК Рысгуль Кудретуллаева поделилась информацией о том, сколько студентов с особыми потребностями получают образование в Казахстане.
Она подчеркнула, что в концепции развития образования на 2023-25 годы предусмотрены отдельные индикаторы развития инклюзивного образования и для вузов прописаны обязательные условия создания инклюзивного образования для студентов с особенными образовательными потребностями.
«На сегодня у нас в вузах обучается 2564 студента с особыми потребностями без ментальных нарушений. Из них с нарушением опорно-двигательного аппарата 486 студентов, незрячих 44, слабовидящих 372, неслышащих 19, слабослышащих 103, с аутизмом 3, с легкой умеренной умственной отсталостью 6 студентов, с нарушением речи 8 студентов и по другой категории – около 1,5 тыс студентов, которые учатся на уровне бакалавриата», - отметила Рысгуль Кудреталлаева.
Они обучаются по педагогическим, гуманитарным, естественным, социальным наукам, а также бизнесу и праву, резюмировала она.
ПРЕСС-СЛУЖБА ОСДП