
Что предлагает ОСДП для их решения
Сельское хозяйство Казахстана стоит на перепутье. На повестке дня – две взаимосвязанные проблемы, от которых напрямую зависит продовольственная безопасность страны и уровень жизни сельского населения: деградация почв и развитие личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Исследованные данные и предложения властей демонстрируют необходимость системных реформ для создания эффективной модели агропромышленного комплекса.
По состоянию на 2022 год из 22 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель Казахстана лишь около 1% (примерно 220 тысяч гектаров) используется для органического производства. При этом органическое земледелие в основном отведено под выращивание зерновых и масличных культур, преимущественно ориентированных на экспорт. В рамках программы развития АПК до 2030 года отмечается, что отечественная система органического производства остается на низком уровне: технологии производства и переработки сырья устарели, а нормативно-правовая база не отвечает интересам местных производителей.
Деградация почв приобретает огромные масштабы: 75% сельхозугодий подвержены негативным изменениям, а оставшиеся 25% находятся в зоне риска. Более того, исследования показывают, что доля пахотных земель с низким содержанием гумуса достигает 62,5%. Такая ситуация приводит к снижению урожайности, росту производственных затрат и финансовым потерям фермеров, а также усиливает угрозу опустынивания.
Наряду с проблемами деградации почв, сельское хозяйство нашей страны сталкивается с серьезными вызовами в животноводческом секторе. Высокий удельный вес скота в личных подсобных хозяйствах, зачастую не охваченных современными технологическими процессами, наряду с дефицитом пастбищ и слабой кормовой базой, ставят под угрозу устойчивое развитие сектора. Нужно отметить, что ЛПХ в Казахстане производят около 44–50% сельскохозяйственной продукции страны, особенно в секторе животноводства, где на первом плане стоят мясо, молоко и шерсть. Такая статистика подчеркивает значимость ЛПХ для продовольственной безопасности и экономического развития агропромышленного комплекса.
Международный опыт наглядно демонстрирует преимущества рационально организованного животноводства, базирующегося на прочной кормовой базе. Так, в США зерновые и зернобобовые культуры занимают 65% уборочной площади, а производство кормового зерна в 4 раза превышает продовольственное. Для Казахстана аналогичный подход может стать ключом к повышению продуктивности и конкурентоспособности отечественного животноводства.
Ситуация с сельскохозяйственными кооперативами также оставляет желать лучшего. Несмотря на принятие Закона «О сельскохозяйственных кооперативах» в 2015 году, к концу прошлого года в Казахстане действовало лишь около 4 тысяч кооперативов, объединяющих 40 тысяч фермеров – всего 2% от общего числа хозяйств. В то время как в Европе до 70% сельхозпродукции реализуется через кооперативы, опыт США, Канады, Нидерландов и Франции демонстрирует, что активное объединение фермеров способствует выходу на новые рынки и укреплению позиций в сбытовой цепочке.
Для преодоления существующих проблем столичный филиал ОСДП предлагает комплекс мер, охватывающих законодательную, государственную и инфраструктурную сферы:
•Законодательные изменения. Необходимо внести поправки в Закон «О сельскохозяйственной кооперации», создав новую форму специализированных кооперативов ЛПХ, основанных на территориальном принципе формирования на уровне сельских округов. Также стоит установить требования к производству органических удобрений и определить обязательные условия ведения органического земледелия.
• Государственная поддержка. Рекомендуется внедрить механизм субсидирования производства органических удобрений до 40%, создать специальный фонд развития сельских территорий, предоставить налоговые льготы для участников кооперативов ЛПХ и обеспечить приоритетное получение господдержки. Выделять безвозмездные гранты на глубокую переработку шкур и шерсти на основе эффективных микроорганизмов.
•Управление земельными ресурсами и инфраструктурное развитие. Предлагается передать общественные пастбища (земли населенного пункта сельхоз назначения) в управление кооперативам ЛПХ с участием МСУ, обязать их проводить мероприятия по повышению плодородия почв, и засевания многолетними травами пастбищ, внедрить систему регулярного мониторинга состояния пастбищ и создать единую службу контроля за землепользованием. Кроме того, рекомендуем местным исполнительным органам создать центры обучения и поддержки сельскохозяйственных кооперативов в каждом районе, организовать перерабатывающие предприятия в районных центрах и площадки для сбора органических отходов в каждом населенном пункте.
Комплекс предложенных мер позволит нашей стране, перейти на новый уровень сельскохозяйственного развития. Усиление кооперации ЛПХ, совершенствование законодательной базы, модернизация агротехнологий и развитие инфраструктуры могут способствовать повышению продовольственной безопасности и улучшению уровня жизни аула.
Столичный филиал ОСДП уверенно заявляет, что только через системные реформы и тесное сотрудничество государства и ЛПХ можно обеспечить устойчивое развитие агропромышленного комплекса нашей страны, сделать Казахстан конкурентоспособным на мировом рынке и заложить прочный фундамент для его будущего.
Пресс-служба столичного филиала ОСДП