Министру просвещения РК Бейсембаеву Г. Б.

Уважаемый Гани Бектаевич!

Мой депутатский запрос касается деятельности дошкольных организаций образования. Несмотря на признание важности раннего детского развития, дошкольное воспитание в Казахстане остаётся системно недооценённым. Ведь именно в дошкольном возрасте формируется личность. Проблемы охвата, качества и доступности детских садов напрямую связаны с отсутствием целостной и приоритетной законодательной базы, регулирующей эту сферу. Так, по официальным данным Бюро национальной статистики за 2023 год, валовый коэффициент охвата детей дошкольным воспитанием и обучением в Казахстане составляет всего 36,6% для городского населения, и 47,8% для сельского. В топ-3 региона с самым низким охватом входят три города республиканского значения: Астана – 29,1%, Алматы – 30,0% и Шымкент – 32,9%, с самым высоким – Восточно-Казахстанская 49,9%, Западно-Казахстанская 49,3% и Туркестанская – 46,7%. Но как мы видим, даже в этих благополучных регионах каждый второй ребенок не посещает детские сады. И вопрос не только в отсутствии мест в дошкольных организациях, но и растущего недоверия к педагогам. Более плачевная ситуация – с охватом детей с особыми потребностями, доля которых, к сожалению, растет. В таких детских садах к фактам недобросовестного отношения нужно быть особенно настороженными, ведь многие такие дети не разговаривают и не смогут донести этого до родителей.
Мы считаем, что основной проблемой сложившейся ситуации является отсутствие отдельного закона о дошкольном воспитании и развитии. В то же время, в ряде стран он принят – примерами служат Япония и Финляндия. Сегодня дошкольное образование регулируется как часть общего закона «Об образовании», что умаляет его значимость и не отражает специфику этого критического периода в жизни ребёнка. Кроме того, государственные стандарты качества не приняты в полной мере, не обеспечивается единый уровень программ, подготовки кадров и материальной базы, и особенно в частных садах и в сельских населенных пунктах. Недостаточно оказывается поддержка семейных и альтернативных форм дошкольного образования. При отсутствии мест в садах многие родители готовы открыть малые формы, но юридически это сложно и невыгодно, а механизмы государственной поддержки почти отсутствуют. Отмечается низкий уровень оплаты труда и дефицит кадров. Педагоги дошкольной сферы не защищены в трудовых и социальных правах наравне с другими уровнями образования. Для них необходимо развивать отдельную службу психологической поддержки, чтобы предотвратить факты выгорания и насилия – как физического, так и психологического. В вопросах инклюзии отсутствуют обязательные государственные стандарты качества и инклюзивности. В большинстве детских садов нет условий для инклюзивного образования: ни архитектурной доступности, ни подготовленных педагогов, ни индивидуальных программ развития. Фактически дети с инвалидностью исключены из системы дошкольного воспитания. Дети с особыми потребностями часто остаются дома или в медицинских учреждениях из-за неподготовленности садов к их приёму и отсутствия стимулирующих механизмов для внедрения инклюзии. Нет системы государственного мониторинга качества дошкольных услуг. Недостаточная подготовка к школе. По исследованиям ЮНИСЕФ (2023), до 40% детей из социально уязвимых семей приходят в первый класс без базовых когнитивных и эмоциональных навыков. Это создаёт неравенство уже в начальной школе. В отношении питания в детских садах законодательная база имеется, но она содержит «минимальные» нормы, без ограничений, что стимулирует превышение по сахару, соли и мясным продуктам. В соответствии с международными стандартами, необходимо ввести верхние допустимые границы, ограничить колбасные изделия, усилить объем овощей и фруктов. К примеру, по сахару текущий минимум 45 г/сутки для 3–7 лет. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует максимум 19–24 г. В связи с этим, в Казахстане предлагается установить верхний лимит, убрать «минимум», чтобы не стимулировать избыток. Нормы по соли 5–8 г на полдня превышают допустимые 5 г/сутки, по данным ВОЗ. Полезно вводить образовательные практики и современные форматы питания – фуршеты, свободный выбор, система обучения детей принципам ЗОЖ и правильного питания.

На основании вышеизложенного, мы предлагаем:

1.проанализировать действующие законодательство

  1. создать для дошкольного образования отдельный закон
  2. пересмотреть вышеперечисленные нормативы качества дошкольного образования. Ответ с позицией ведомства по данным проблемам просим предоставить письменно в установленные законом сроки.

С уважением, депутаты фракции Общенациональной социал-демократической партии

А. Сагандыкова А. Рахимжанов Н. Ауесбаев Н. Сайлаубай